От идеи к воплощению

Автор: Екатерина Олейникова 13 января 2021 г.

#предпринимательство #программа #проект #бизнес

Современный мир предлагает массу инструментов, которые делают путь становления успешной и реализованной личности более комфортным. Один из них — федеральная программа «Популяризация предпринимательства». Во главе угла здесь стоит задача не разбудить у людей желание заработать деньги любой ценой, а привить умение ставить цели и добиваться их достижения. О том, как программа осуществляется в Вологодской области, нам рассказала ее руководитель Екатерина ПЕТУХОВА.

Сегодня — школьники, завтра — успешные предприниматели

—   Программа рассчитана, в частности, на совсем юную аудиторию. В каком формате проходит обучение, что оно дает ребятам?

— В этом году часть мероприятий по понятным причинам была перенесена в онлайн. Мы провели ряд открытых уроков с действующими предпринимателями, на которых те рассказали о том, чем занимаются, как выстраивается их рабочий день. Формат оказался удобным: дети на местах могли в удобное время смотреть и слушать, впитывать новые знания.

В рамках этого же мероприятия мы организовали три очные встречи. Школьники посетили несколько компаний, где своими глазами смогли увидеть весь рабочий процесс.

Проект помог понять ребятам, что такое быть предпринимателем, как здорово работать на себя и как важно создавать новые рабочие места.

Для тех, кто по-настоящему интересуется этой темой, у нас недавно стартовал обучающий курс по основам предпринимательства «PROБизнес». В онлайн-формате ребята изучают основы ведения бизнеса. Федеральные эксперты делятся опытом и знаниями, дают домашние задания. В рамках проекта есть менторские сессии, когда участники могут получить помощь наставника. Итогом этой работы станет индивидуальный бизнес-проект.

—   А что сейчас интересно школьникам? Какие бизнес-идеи они озвучивают?

— Интересы самые разные. Это показал областной конкурс «Юный предприниматель», который проходил в октябре-ноябре. Мы получили 62 заявки, из которых в финал вышли 20 проектов. Активное участие в конкурсе приняли районы и показали хороший уровень подготовки.

Вообще, для подростков это важный опыт: они учатся структурировать свои идеи, грамотно излагать, уверенно презентовать перед строгими экспертами. Кроме того, это учит критично оценивать свою работу. Одно дело — фонтанировать идеями, другое — положить их на бумагу, обосновать. Тут-то и видишь все слабые места и недоработки.

Если говорить об интересах подростков, они вполне практичные. Например, участник из Сямженского района со своим другом собирает чагу и сдает ее на переработку. Были хорошие идеи в сфере информационных технологий, общепита. Ребята понимают, что сейчас актуально, поэтому предлагают разработку хороших мобильных приложений, открытие тематических кофеен и так далее.

—   Ребята, имеющие серьезные идеи в подростковом возрасте, вызывают уважение. А что делать, если идей нет, но очень хочется заниматься бизнесом в будущем?

— Мы проводим мероприятия, которые, в частности, направлены и на генерирование новых идей. Летом у нас была деловая игра по предпринимательству, которая проходила как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Еще была информационно-образовательная смена в лагере «Лесная сказка». Наши специалисты проводили трехдневный образовательный курс, в рамках которого ребята продумывали и защищали свои проекты. Те, кто имел идею, поняли, как ее развить и реализовать. А те, кто ее не имел, поняли, как придумать, где взять основу и вдохновение.

Бизнес с нуля

—   К мысли о создании бизнеса люди все же приходят в осознанном возрасте. К этому времени появляются не только идеи, но и жизненный опыт, возможности. Как проект «Популяризация предпринимательства» может помочь таким людям?

— Осенью у нас проходил один из самых крупных проектов — конкурс «Вкус бизнеса». В нем были задействованы федеральные эксперты, которые провели несколько сессий с участниками. На них приходили и те, у кого уже есть какая-то бизнес-идея, и те, у кого ее не было, но они могли ее придумать в процессе. Все свои задумки участники тщательно просчитывали. Прописывали каждую деталь с наставниками. Из трех десятков жюри отобрало шесть наиболее перспективных проектов, все они сейчас успешно реализуются.

Здесь были самые разные категории людей: студенты, мамы в декретном отпуске, работающие вологжане, уже действующие предприниматели, даже пенсионеры.

—   Какова тематика этих бизнес-проектов?

— Темы всегда самые разные, и это замечательно, что жители нашего региона интересуются разными направлениями. Среди победителей были женский курс по психологии, производство сухофруктов, эфирных масел, создание веганских десертов, запуск придорожного кафе, курсы по граффити, крытая автошкола (у нас в Вологде такой нет), бренд лимитированной одежды...

—   Вы сказали, что в мероприятии участвовали даже действующие бизнесмены. А зачем им это?

— Во-первых, когда начинаешь свой первый бизнес, из-за отсутствия опыта можно упустить множество важных мелочей. Наши эксперты — опытные бизнесмены, они точно знают слабые места и могут дать полезный совет. Таким образом, у нас часто находят наставников, которым нравится идея конкурсанта и они готовы помочь — как советами, так и связями или даже финансами.

Во-вторых, это хорошая точка для нетворкинга. Когда ты находишься в кругу единомышленников, в особой атмосфере, взгляд на многие вещи меняется.

В-третьих, работа с экспертами помогает понять, как масштабировать бизнес, как найти новые пути решения проблем, выяснить, в том ли направлении ты вообще двигаешься.

—   Нетворкинг — важная составляющая успеха, когда человек погружается в среду единомышленников.

— Безусловно. Например, мы провели серию «Бизнес-встреч», каждая была тематической и помогала решить определенные задачи в бизнесе: выбор ниши, мотивация сотрудников и так далее. Среди выступавших — председатель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Логанцов, член правления областного «Клуба деловых людей» Ольга Баландина, представитель Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области Константин Задумкин и другие опытные эксперты.

Кроме того, мы ежегодно проводим региональный этап конкурса «Молодой предприниматель». В нем участвуют те, кто уже запустил свой бизнес. На заочном этапе конкурсанты присылают свои кейсы, а жюри оценивает их по определенным критериям: финансовые показатели, успешное управление командой и так далее. В этом году получили много заявок — 52. Всего было восемь номинаций: торговля, интернет-предпринимательство, социальное предпринимательство, франчайзинг, сфера услуг, производство, сельское хозяйство, инновационное предпринимательство и Гран-при. В итоге на федеральный этап конкурса мы отправили 10 заявок, и все они успешно прошли предварительный заочный отбор.

—   Как много участников ваших мероприятий действительно становятся предпринимателями?

— Кто-то использует эти знания для работы в качестве сотрудника, делает карьеру в крупной фирме. А вот в реальное предпринимательство уходят около 30%. Среди наших «выпускников» Ирина Лапина (ателье и курсы кройки и шитья Irris), Дмитрий Олегин (Ассоциация пчеловодов Вологодской области), Александр Логинов (кофейня «Все свои», бар «Виновен»), Александр Коновалов (сеть магазинов электроники «Айленд» и X-Store), Денис Баушев (группа компаний «Масштабатор»). Теперь уже у них есть чему поучиться!

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№8(112) октябрь

Скачать

№9(113) октябрь

Скачать

№10(114) ноябрь

Скачать

№11(115) декабрь

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года