автор: Татьяна Лешкевич* дата: 13.06.2017 + +1 -

Инфомир и Ноmо Interneticus

Cовременные методологи, назвав сложность одной из ведущих тенденцией XXI столетия, натолкнулись на ряд парадоксов, связанных с информационными взаимодействиями.

Во-первых, сеть научных контактов, которая метафорически может быть соотнесена с образом ризомы (корневища), не в состоянии обеспечить логически безукоризненное, линейно развивающееся информационное взаимодействие. Согласно выводу западного исследователя Ладислава Тондла, информация в научном знании «порождает неопределенность и является источником новых, не имеющих ответов вопросов, новых проблем, новых трудностей. Если ученый действует хаотично и произвольно, выхватывая какие либо частичные проявления, то каким же образом ему все же удается узнать что-то новое, характеризующее объект в целостности? А если новое объяснимо с учетом избирательности самого ученого, то при исследовании науки этот «вкус избирателей» не должен упускаться из виду, хотя он  не входит ни в какие стандартные характеристики  исследовательского процесса.

Во-вторых, информационные технологии, обладая своеобразным «эффектом ускорения», привносят значительную динамику в процесс развития и обеспечивают постоянную обновляемость научных ориентировок. Тем самым они обуславливают нестабильность и изменчивость. Социальная реальность превращается в окрашиваемый тонами нестабильности «калейдоскоп изменений».

Скрытая или явная нестабильность сопровождается изменением  навыков и наработкой новых приемов. Информация интерпретируется не просто как мера снижения неопределенности, но как «случайно запомненный выбор». В этой связи, основной проблемой оказывается проблема «редактирования потока возможностей», что с очевидностью указывает на значение профессионалов и роль интеллектуальной элиты  в процессе разработки сценариев развития.  

В-третьих, информационные технологии в поисках «стандартов, которые работают», интенсивно видоизменяются. Обладая универсальностью, они принципиально безразличны к той или иной самобытной культуре. Более того, человек в функции регулятора значительно потеснен, если не вытеснен вовсе новейшими технологиями. Вследствие  недостаточной компетентности в сверхсложных технологиях возникает ощущение принципиальной уязвимости. Однако никакие новации, в том числе и супертехнологические, не  могут быть наделены статусом самоценности вне осмысления негативных последствий их внедрения.

Сегодня, когда современное бытие наглядно демонстрирует небывалую информационную перегруженность, а экспансия виртуальных замещений масштабна и очевидна, необходимо говорить о проблеме качественной «распаковки» смысла информационного меседжа. В этом отношении свой системообразующий потенциал предлагают НБИК (нано-, био-, инфо- и когно-) технологии, имеющие конвергентный характер.

Выводы когнитивных наук приводят к убеждению, что  для выделения главного из смешанного информационного потока благоприятны режимы положительного эмоционального взаимодействия, преодоления состояний импульсивности, стереотипности, вынужденности и давления окружающих обстоятельств. Современная когнитология продвинулась от ранее существовавших представлений об упрощенных моделях обработки информации мозгом к сложной и богатой телесной глубине человеческого переживания и мышления, к исследованию телесных корней смысла. Иными словами в процессе обработки информации и принятия решений участвуют все сенсорные системы и  сигналы, воспринятые телесностью. Делается вывод, что на информационное восприятие широкого диапазона социальных ситуаций, на социально значимые решения и действия влияют скрытые психоментальные и генетические процессы.

Для обозначения этой связи Ричард Докинз вводит понятие «мем» в значении базовой единицы культурной информации. Он обосновывает следующее соотношение: культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов. Получается, что управляют гены, а улавливаются и фиксируются как некие стратегии поведения мемы. С точки зрения такого подхода, «правила игры» задают гены, а их реализация возложена на информационные матрицы, заключенные в мемах.

Изучение информационных технологий показывает, что они воспринимаются как эффективно «действующие силы» и претендуют на весомую степень доминирования в структуре реальности. Насквозь пронизывая жизненный мир современника, они продуцируют образ действительности средствами массовой информации (интернет, телевидение, кино, а также  компьютерная графика, видеоигры и пр.).

Достаточно репрессивно дает о себе знать симулятивное значение средств массовой информации, обнажающее зависимость человеческого сознания от интерпретации событий в рамках инфомира. Под влиянием интернета рождаются новые модели речевого поведения,  широко распространяется интернет-язык. Поскольку стилистика интернет-общения складывается стихийно, язык пользователей интернета не стеснен никакими культурными рамками. Можно сказать, что идет «атака» на языковое воплощение разумности и осмысленности мира. «Наличный инфомир» показывает, что отдельные кластеры информации имеют клиповый характер,  несут собой регулятивы эклектичности, принципиальной индетерминированности.

В заданных «инфоматрицах» человек чувствует себя подчиненным процессу сетевого охвата, он вынужден перестраивать свою жизнедеятельность с учетом  функционирования в инфопотоках. Возникает характерное ощущение корпоративности пользователей интернета по отношению к тем, кто им не пользуется; проявляется большая активность социального агента в интернете.

Интернет-технологии имитируют также и творческий процесс, предлагая технологии создания текстов, стихов, музыкальных  произведений и пр. Ученые обращают внимание на роль информационно-коммуникативных технологий   в  стирании граней между воображаемым, символичным и реальным. Исследователи прибегают к понятию «снепшут» (snapshot или снимок), означающему идеальный виртуальный образ для моделирования виртуальной реальности. «Снепшут» переносит реальность субъекта (человека-пользователя) в киберпространство виртуальных реальностей.

Инфомир обретает доминирующий онтологический статус, а информационные технологии в значительной степени оказывают свое направляющее влияние на сценарии развития событий. Мобильность  как  острая проблема XXI века свидетельствует о той легкости, с которой субъект погружается в информационное пространство (ноутбук, планшет, смартфон, электронная книга и пр.). Но поскольку информационное пространство, не столько отражательное, сколь конструктивное, биография и события приватной жизни будут вытесняются в сферу виртуальной реальности, они подвергаются симулятивным изменениям в зависимости от желания, восприятия и потребностей актора виртуальных операций.

Виртуальные интерфейсы создают эффект телеприсутствия. Но более остро встает проблема воздействия компьютерных технологий на мозг человека, когда уже не реальные обстоятельства, а фантазийный мир превращенных представлений, заставляют стучать сердце, переживать, ликовать или огорчаться.

Психологи сравнивают инфозависимость с сильнодействующими веществами, предопределяющими поведенческие девиации. К характеристикам человека-виртуала исследователи относят: его безграничное  стремление к созданию и развитию содержания (событий) виртуальной реальности, а также потребительское отношение к феноменам  информационного пространства; перспективы множественной идентичности и анонимность; возможность максимального раскрытия или, наоборот, максимального сокрытия своего «Я»; оторванность от повседневной  жизни; отсутствие рефлексии в процессе деятельности в виртуально-информационной среде.

Однако, несмотря на то, что человек в обличие Ноmо Interneticus испытывает огромную зависимость от компьютеров, информационные технологии приняты за основу «общества знания». Они оцениваются как во многом увеличившие «разрешающую силу» человеческого мозга, как могущественные «посредники» современного существования. Рефлексивное осмысление инфоцентричного мира, в котором мы живем, приводит к выводу: современной «Большой науке» необходима корреляция  культивируемых ею информационных технологий и человекоразмерных ценностей.

* Автор - доктор философских наук, профессор Южного федерального университета

автор: Татьяна Лешкевич* дата: 13.06.2017 + +1 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

banner 51
banner 38
banner 56
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54

С какими трудностями может столкнуться предприниматель, развивая свой проект

О безопасном пути из найма в предприниматели при поддержке ментора-практика расскажет наш бизнес-блогер.

13.окт.17 13:06 - Ольга Быкова

В блог автора

Не все клиенты нам нужны. 10 клиентофильтров

Продвигаться на всех – дорога в никуда. И все труднее с этим спорить.

11.окт.17 13:04 - Ия Имшеницкая

В блог автора

5 советов, как избежать «белых пятен» в трудовой биографии

Профессиональный опыт — стержень любого резюме. Ваша задача — разместить в этом блоке информацию так, чтобы зацепить профессионального HR.

10.окт.17 15:11 - Владимир Якуба

В блог автора

5 правил обращения с визитками

Визитные карточки – важнейший элемент нетворкинга. Не существует плохих или хороших визиток. Есть только эффективные и неэффективные.

02.окт.17 16:57 - Гил Петерсил

В блог автора

Кофе-брейк. Нужен ли он во время выступления?

Перерывы - непременный атрибут выступлений. Организаторы полагают, что кофе и закуски располагают гостей. Но чаще всего перерыв все портит.

29.сен.17 11:10 - Алексей Милованов

В блог автора

Добавленная стоимость и конкурентоспособность компании

Прибыль компании обеспечиваются конечным потребителем ее продукции, поэтому компании сейчас больше соревнуются не в снижении цен, а в повышении потреб...

26.сен.17 11:50 - Татьяна Кормановская

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте