автор: Александр Мальцев дата: 19.04.2017 + +1 -

Политтехнологии – дело профессионалов

Действительно ли институт политтехнологов в России сегодня переживает кризис? С таким вопросом мы обратились к Олегу МАТВЕЙЧЕВУ, философу и политологу, в 2013-2014 годах занимавшего пост заместителя губернатора Вологодской области.

- Как и всякий рынок, рынок политтехнологий меняется. Он прошел в своем развитии несколько стадий: одна ситуация была в 1990 годы, когда спрос превышал предложение, другая – в начале 2000-х, когда, наоборот, предложение превышало спрос. Потом, когда отменили выборы губернаторов и депутатов Государственной Думы по одномандатным округам, рынок схлопнулся.

Прошедшие выборы в парламент показали, что формируется новый политический класс, всяческих «самоходных» политиков все меньше и меньше. Между бизнесом и политикой строится большая стена: либо ты занимаешься бизнесом, либо политикой. Различные ограничения по наличию зарубежных счетов и объектов недвижимости, обязательное посещение заседаний в Госдуме, декларация о доходах и многие подобные вещи отпугивают бизнесменов от власти. Просто так пойти на выборы тоже уже не актуально, необходимо вести партийную карьеру, участвовать в праймериз – это трудно совместить с занятием бизнесом. В связи с этими причинами представители бизнеса стали меньше инвестировать в политику.

Но в любом случае рынок оживился по сравнению с теми же нулевыми, но он конечно не такой, какой был в конце тех же 90-х. Но и слава Богу, что не такой.

- Вы бы могли кого-то назвать вашими учителями в области политической науки и технологии?

- К сожалению, когда у нас начинались в стране эти технологии, не было никаких учебников. Мы быстро поняли, что западные лекала не подходят. Даже те, что частично подходили, мы модернизировали на наш лад. Поэтому можно говорить, что мы были в большой степени самоучки. С другой стороны, сами создали оригинальные теории и разработали технологии, сами стали учителями для следующих поколений специалистов.

 К сожалению, когда у нас начинались в стране эти технологии, не было никаких учебников

- Насколько изменились политические технологии за последние пять лет?

- Последние пять лет трудно оценить. Дело в том, что класс основных политических технологов складывался в 90-е годы, тогда действительно многое зависело от креатива, смелости решений. В период, когда выборы в значительной степени отсутствовали, основной задачей технолога стало добраться до заказа. Кто победит и так было понятно, собственно настоящих, «боевых» кампаний было мало, поэтому основное качество технолога стало быть поближе к получению заказа.

Сейчас в связи с большим количеством технологов на рынке и не окончательным возвращением «боевых» кампаний сложилась ситуация, когда на рынке много специалистов среднего уровня, тех которые научились делать «короткую обязательную программу»: щиты поставить, листовки поклеить, людей на агитацию завести, буклет сносный сверстать. В какой-то степени это напоминает строительный рынок, на котором много тех, кто умеет делать хорошие крепкие панельные пятиэтажки, но если их попросят сделать, к примеру, Исаакиевский собор, Московский Кремль или хотя бы более-менее новое приличное и оригинальное здание – они не смогут.

Исходя из этого клиенты привыкли к такого рода технологам, они не представляют, что можно строить что-то кроме типичных панельных пятиэтажек. И когда им предлагают построить что-нибудь красивое, клиенты отвечают: «это опасно, этого никто не делал». В каких-то случаях это не страшно, т.к. все у них не так плохо. Но иногда без красивого здания, без красивой кампании победить просто невозможно, и здесь приходится хорошим технологам доказывать, что такая кампания – это единственный шанс для клиента.

Некий период застоя в области политических технологий обернулся определенной деградацией, и сейчас стоит задача в новых условиях, в особенности с учетом новых технологий, интернета, заново вырабатывать профессионализм.

- 2017 год – год выборов некоторых регионах и сотнях муниципалитетов страны, муниципальные кампании пройдут в том числе и в Вологодской области. Что будет влиять на их исход? И как они скажутся на подготовке к президентским выборам в марте 2018-го?

- На муниципальных, губернаторских и прочих выборах каждая партия и кандидат будут стремиться к своему результату. Про президентские выборы они будут думать в последнюю очередь, будут решать свою конкретную локальную задачу. Поэтому на президентских выборах кампании 2017 года особо не скажутся.

Президент же не держится за местную специфику. Он напрямую коммуницирует с народом. У нас Владимира Путина показывают по телевизору каждый день. Люди знают, кто у нас президент, кто у нас депутаты Госдумы, но они не знают, кто у них депутат в соседнем районе, часто не знают даже фамилию мэра своего города. Поэтому не зависит от рейтинга местных властей рейтинг президента.

Главная опасность заключается в том, что местные кандидаты могут скатиться на какой-нибудь оголтелый популизм, критику проблем. Понятно, что страна сейчас находится под санкциями, в состоянии экономических, информационных войн, и есть не патриотически настроенные граждане, которые вместо того, чтобы объяснять людям, в какой мы ситуации, наоборот, начинают разжигать.

Благодарим за помощь в организации интервью политолога Артема Филатова


Творческий подход

Политолог Андрей Патралов не склонен считать, что профессия политтехнолога вырождается. Наоборот, это очень творческий вид деятельности, который претерпевает изменения от одного электорального цикла к другому. Он вспоминает, как однажды после очередной избирательной кампании встретил известного в 90-е годы вологодского политика Михаила Сурова с начальником его предвыборного штаба: «Они считали ту кампанию самой лучшей и невероятно ей гордились: они развесили везде баннеры, постоянно организовывали взрывные инфоповоды, привели на избирательные участки цыган (которые, как известно, выборы обыкновенно игнорируют). В общем, сделали все «как по учебнику». Но в итоге они проиграли те выборы, значит, гордиться-то было особо не чем».

Вот в этой привычке следования неким «стандартам» и «сценариям» Андрей Владимирович и видит главную угрозу профессионализму. Особенно этому подвержены приглашенные «московские» политтехнологи:

«Да, у приехавших из другого региона специалистов есть свои преимущества: у них нет истории длительных отношений с представителями местной элиты, они не обросли привязанностями и деловыми связями, поэтому они могут взглянуть на ситуацию отстраненно, непредвзято. Но у них всегда есть соблазн выдать старое за новое. Просто реализовать отработанную когда-то где-то схему в новом регионе. Не понимая настроений, ментальности местных жителей».

В целом же эксперт видит потенциал развития российских политтехнологий: «До последнего времени мы были учениками Запада, а его, в свою очередь, интересовали только результаты наших выборов. Но неожиданная победа Трампа, Брексит показали, что и у России есть чему поучиться».

автор: Александр Мальцев дата: 19.04.2017 + +1 -

Оставить комментарий:

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.

"Мы выбираем,нас выбирают!"
banner 51
banner 38
banner 56
banner 61
banner 55
banner 71
banner 63
banner 54

Женщина-бизнесмен. В чем сила?

Успех и менеджерский талант не имеют мужского или женского рода. Но к выстраиванию своего имиджа управленцам в юбке стоит подходить более тщательно.

20.сен.17 12:55 - Блог Екатерины Кононовой

В блог автора

Дутые франшизы

Как уберечь себя от покупки некачественных франшиз?

18.сен.17 10:34 - Александр Коновалов

В блог автора

Как эффективно управлять сотрудниками?

Откуда берется дополнительная энергия в компании?

14.сен.17 13:52 - Алексей Фатеев

В блог автора

Масштабирование бизнеса: с чего и как начать

Масштабирование бизнеса — серьезный и сложный этап в жизненном цикле компании. Поэтому перед созданием большой партнерской сети важно взвесить все плю...

13.сен.17 16:47 - Александр Коновалов

В блог автора

Как отвечать «А сколько стоит?»

Что вы чувствуете в момент продажи? Облегчение, спокойствие или хочется танцевать лезгинку от адреналина?

13.сен.17 15:07 - Евгений Орлан

В блог автора

Эффективность генерации добавленной стоимости

Персонал как важнейший актив предприятия. Насколько продуктивно в него инвестировать?

07.сен.17 15:06 - Татьяна Кормановская

В блог автора


Новый номер скоро в продаже

6(47) декабрь-январь 2014 года



Мало новостей? Добавь свою!
Новости от «Бизнес и Власть»
на вашем сайте