автор: Александр Мальцев дата: 10.01.2013 + +2 -

Придорожный сервис – важная составляющая развития региона

В начале октября на трассе М-8 в Грязовецком районе состоялось торжественное открытие современного дорожного кафе «Баранка», расположенного на АЗС компании «Лукойл». Это событие стало знаковым для индустрии придорожного сервиса. Оно продемонстрировало пример успешного партнерства двух компаний – ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» и ООО УК «Гостеприимство» (владельца бренда «Баранка»). И в то же время оно стало отправной точкой для формирования единого стандарта обслуживания автомобилистов на высоком европейском уровне.

 

Кто во что горазд

Последние годы в отечественном придорожном сервисе царила неразбериха. Несовершенство законодательства, отсутствие комплексного подхода к регулированию и контролю в этой сфере привели к тому, что за 20 лет наши дороги обросли полуподпольными шиномонтажами, сомнительными кафешками и прочими объектами, которые порой даже сложно назвать объектами придорожного сервиса. Безусловно, стихийная застройка придорожной полосы негативно сказывается на безопасности дорожного движения, создает помехи для ремонта и расширения автотрасс. Качество и удобство предоставляемых автомобилистам услуг в своей массе, к сожалению, также оставляет желать лучшего. «Российская газета» в начале этого года привела статистику ГК «Автодор». Согласно ей, 40% объектов дорожного сервиса на трассе М-1 «Беларусь» не были оборудованы парковочными местами. Только 15% объектов дорожного сервиса имеют стоянки для грузовых автомобилей, 37% - туалеты в помещении (около трети не имеют туалетов вообще). Похожая ситуация и на других федеральных трассах, не говоря уже о региональных и местных дорогах.

По официальным данным, в настоящее время на территории Вологодской области функционирует более 230 объектов придорожного сервиса, из них 69 АЗС, 34 магазина, 82 предприятия общественного питания, 4 придорожных мотеля, 17 стоянок автотранспорта и 31 площадка отдыха. «На автодороге М-8, общая протяженность которой от Ярославля до Архангельска составляет 1002 км, не везде высокая интенсивность движения. Отсюда неравномерность потенциальных точек, где придорожный сервис нашел бы свое место, был востребован, – говорит начальник ФКУ «Управление автомагистрали Москва–Архангельск» Константин Чупров. - Но даже там,  где он, казалось бы, необходим, отдельному предпринимателю или предприятию сложно начать его развивать в силу того, что это направление бизнеса довольно затратное. Поэтому движущая сила – в объединении интересов. Таким тандемом в качестве положительного примера является сеть кафе «Баранка» и АЗС компании «Лукойл». 

 

Пикник на обочине. С комфортом

«Развитие придорожного сервиса – вопрос крайне важный, - отмечает Владимир Красулин, директор сети дорожных кафе «Баранка», - так как обеспечить безопасность на дорогах для водителей без надлежащего сервиса невозможно. Автопарк неуклонно растет, увеличивается количество туристов, желающих путешествовать автотранспортом. В то же время в России нет единой государственной политики в этой сфере».

Директор Вологодского регионального управления ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» Алексей Тамодин отмечает, что на рынке придорожного сервиса появляются элементы саморегулирования: «Топливо на АЗС, принадлежащих различным компаниям, сегодня примерно одинаково по стоимости и качеству, конкурировать здесь все сложнее. Поэтому привлечь клиента и удержать его мы можем лишь качественным сервисом и широким набором фирменных услуг». Собственно, «ЛУКОЙЛ» одной из первых крупных российских нефтяных компаний начала приводить свои АЗС к единому корпоративному стилю и вводить собственные стандарты обслуживания, определяя оптимальный ассортимент товаров и услуг, имеющийся на каждой АЗС.

При этом в компании признаются, что это было не просто. И дело не только в широкой сети заправочных станций (на территории Вологодской области у «ЛУКОЙЛа» их более 50), но и в том, что значительная часть из них была построена еще в 80-е годы, поэтому они не приспособлены, например, для приготовления пищи по технологии полного цикла. «С этой сложной задачей справляются наши партнеры, с которыми мы сотрудничаем уже 9 лет, - говорит Алексей Тамодин. - Руководство сети кафе «Баранка» смогло организовать непрофильный для нас бизнес так, чтобы он соответствовал высоким требованиям нашей компании. Они предложили клиентам достойный ассортимент и поддерживают в течение всего этого времени высокий уровень качества». В компании «ЛУКОЙЛ» не скрывают, что сотрудничество это взаимовыгодное: АЗС, на которых имеется кафе «Баранка», имеют стабильно высокие показатели продаж топлива, которые не подвержены сезонным и иным колебаниям.

С 2003 года на АЗС «ЛУКОЙЛ» открыто 14 кафе «Баранка», находящихся в радиусе более чем 500 км. В рамках развития сети запущено собственное производство хлебобулочных изделий, организован транспортный логистический центр, создано более 200 рабочих мест, а частные инвестиции составили более 80 млн. рублей. Но особый предмет гордости «Баранки» - это разработанный «Северо-западной кофейной компанией» специальный бленд кофе, который вполне может составить конкуренцию напиткам, которые подаются в лучших городских кофейнях.

 

Центр притяжения

Следующий шаг в развитии – создание сети многофункциональных сервисных зон. Пока в других регионах идет их проектирование и строительство (например, объект на 1264-м километре трассы М-4 или на трассе М-1 на границе с Беларусью), компания «ЛУКОЙЛ» совместно с УК «Гостеприимство» реализовала такой проект на территории Вологодской области. Осеннее открытие кафе «Баранка» на АЗС № 64 ознаменовало и официальный запуск первой в стране полноценной многофункциональной сервисной зоны. «При ее создании мы использовали научный подход, изучали зарубежный опыт, поскольку в России подобных технологий пока просто нет, - рассказывает Владимир Красулин. – Мы взяли все лучшее, что есть в Европе, и постарались применить у нас».

Реализация этого уникального проекта от идеи до торжественного открытия нового кафе заняла 3 года (причем собственно строительство – всего 3 месяца!), планируемые сроки окупаемости – 10-12 лет. По словам Владимира Красулина, эти сроки могли быть значительно меньше – несогласованность нормативных правовых актов различного уровня и ведомств существенно тормозили запуск проекта.  

Выгоды от создания таких центров очевидны не только бизнесу, но и региональной власти. Губернатор области Олег Кувшинников в течение года неоднократно заявлял, что туризм должен стать одним двигателей диверсифицируемой экономики, а без качественного придорожного сервиса не будет развиваться ни внутренний, ни въездной туризм. Центры придорожного сервиса без преувеличения могут стать опорными точками экономического развития и окружающих районов, и области в целом.

 

Большие планы

Если по надлежащему оформлению земельных участков для организации объектов придорожного сервиса на федеральных трассах существуют определенные сложности, то по дорогам, находящимся в ведении региональных властей, последние готовы оказывать полное содействие. «С 2007 года в области действует межведомственная комиссия по размещению автозаправочных станций, объектов дорожного сервиса и иных сооружений. В настоящее время Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области для развития придорожного сервиса переданы в аренду площадки отдыха около села Мякса на автодороге «Сергиев Посад – Рыбинск – Череповец», на 1-м км трассы «Тотьма – Нюксеница – Великий Устюг». Площадка отдыха на 100-м км той же трассы вообще была продана под строительство сервиса. Такую практику передачи определенных площадок заинтересованным лицам мы будем продолжать», - говорит первый заместитель Губернатора Андрей Травников.

По его словам, ранее отсутствовала инициатива от представителей малого и среднего бизнеса инвестировать в придорожный сервис. Сейчас же интерес, безусловно, есть. Помимо прочего, развитие придорожного сервиса на Вологодчине является необходимым условием для формирования эффективного туристского кластера.

С осени этого года в целях дальнейшего развития придорожной инфраструктуры в регионе ведется диалог между руководством сети кафе «Баранка» и «Корпорацией развития Вологодской области». Итогом переговоров в ближайшем будущем станет подписание соглашения о сотрудничестве и совместных действиях на период до 2015 года. Корпорацией будет оказано содействие инвестору по подбору и проработке инвестиционных площадок, в прохождении согласительных и разрешительных процедур, также будет осуществлен комплекс совместных мероприятий по популяризации вологодского туризма. «Развитие сети придорожного сервиса – не просто удобство для автолюбителей, а это и один из инструментов формирования имиджа Вологодской области. Ведь в этих кафе можно устанавливать специальные стенды или мониторы, информирующие путешественников о регионе и его брендах, - комментирует Алексей Кожевников, руководитель «Корпорации развития». - Кроме того, есть и ряд социальных моментов. В соответствии с соглашением, открытие объектов общественного питания придорожного сервиса создаст не менее 120 новых рабочих мест».

Руководство сети дорожных кафе «Баранка», со своей стороны, планирует создать сеть многофункциональных сервисных зон на территории области: Чекшино, Тотьма, Нюксеница (дорога на «Вотчину Деда Мороза»), Сазоново (Чагодощенский район), Лентьево (направление на Санкт-Петербург), Верховажье (направление на Архангельск). Инвестиции в данные проекты могут составить более 100 млн рублей.

В дальнейшей перспективе сеть кафе «Баранка» намерена выйти за пределы области. «Наша задача - распространить заданный стандарт качества придорожного сервиса на территории всей России. В настоящее время ведутся предварительные переговоры по площадкам в Нижегородской, Владимирской, Ярославской областях, – говорит Владимир Красулин. – Но очень хочется, чтобы в первую очередь придорожный сервис получил развитие именно в Вологодской области».

Евростандарт

 

«В рамках клиентоориентированной политики сегодня развивается плодотворное сотрудничество между «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» и УК «Гостеприимство», результатом которого и стало открытие рядом с Грязовцом многофункциональной сервисной зоны. Это один из первых в России проект подобного масштаба, - говорят в «ЛУКОЙЛе». - Здесь комфортно, полезно и приятно могут провести время наши клиенты, а эта аудитория весьма широка – от дальнобойщиков до семей с грудными детьми. К их услугам современное топливо ЕВРО5, полноценная и качественная еда,  различные зоны для отдыха, Интернет».

Кафе «Баранка» на АЗС №64 имеет 50 посадочных мест, собственную систему водоснабжения, централизованную канализацию, спутниковое телевидение, душ, постирочную, туалеты для инвалидов, стоянку для велосипедов. В кафе налажен полный производственный цикл, соответствующий всем нормам Роспотребнадзора и Санэпиднадзора. В теплое время года предусмотрена зона летнего кафе. В скором времени на территории комплекса планируется установить детскую площадку, а также банкомат и терминал для удобства оплаты услуг.

Кроме того, в многофункциональную сервисную зону входит собственно АЗС, минимаркет сопутствующих товаров, парковка для легковых и грузовых автомобилей, парковка для инвалидов. Осуществляется бесплатная подкачка шин, планируется организация автосервиса. Инвестиции в проект составили около 20 млн руб., создано 25 рабочих мест.

В компании «ЛУКОЙЛ» подчеркивают: «Увеличение таких объектов в России, удобных для клиентов во всех отношениях – наша ближайшая стратегическая задача, которую мы будем решать вместе с властью и нашими надежными партнерами для общего блага, для развития экономического потенциала и туристического кластера Вологодской области».

 

 Стратегическое партнерство крупного бизнеса и государства

В ноябре между Правительством области и компанией «ЛУКОЙЛ» было подписано очередное 5-летнее соглашение. Следуя документу, нефтяная компания, помимо прочего, намерена развивать сеть многофункциональных АЗС, предоставляющих широкий спектр сопутствующих товаров и услуг. «В этом отношении важно поддержание единых правил развития бизнеса, уравнивающих всех игроков на рынке, - говоритАндрей Спирин, генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт», представитель Президента ОАО «ЛУКОЙЛ». – Совместно с Правительством области нами разрабатывается генеральная схема размещения АЗС в регионе с привлечением всех заинтересованных хозсубъектов с учетом реальных потребностей в зависимости от загруженности трасс, доступности потребителям услуг придорожного сервиса, а инвесторам – доступности коммуникаций и инфраструктуры.

Также мы ожидаем от руководства области рассмотрения вопроса о предоставлении налоговых льгот, стимулирующих рост инвестиционных вложений в объекты топливно-энергетического комплекса области». Так, уже в 2012 году региональная казна получит от «ЛУКОЙЛа» налогов в три раза больше, чем в прошлом году – 250 млн руб., а при развитии сети АЗС компания обещает, что эта цифра будет увеличена.

«Конечно, зарабатывать деньги можно и при минимальном соприкосновении с властными институтами, - подчеркивает Андрей Спирин. - Однако наша компания ставит перед собой более глобальную задачу – гарантировать надежное стратегическое партнерство с регионами присутствия. Для закрепления этого статуса мы участвуем в конкурсах на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, взаимодействуем в вопросах предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий, даем большие скидки сельхозпроизводителям, участвуем в реализации областных социальных и благотворительных проектов».

 

 

 

    автор: Александр Мальцев дата: 10.01.2013 + +2 -

    Оставить комментарий: