автор: Александр Ильичев дата: 10.12.2015 + +2 -

На сладкой волне

Признаться честно, нам давно хотелось побывать на шекснинском предприятии «АтАг», которое с нуля создали Юрий и Арутюн Атомяны. Если говорить прямо, то интерес к кондитерской фабрике вызван желанием понять, за счет чего организаторам бизнеса удалось добиться внушительных экономических результатов, стать крупнейшими налогоплательщиками в Шекснинском районе и постоянно создавать кондитерские шедевры европейского уровня.

Как все начиналось…

Сегодня братья с улыбкой вспоминают, как несколько лет искали свой путь в предпринимательстве. Бизнес братьев Атомян начался еще в начале кооперативного движения, которые перепробовали разные направления. Начинали с обуви, производство которой пытались наладить в Шексне. Затем приобрели автозаправочную станцию. Но и с ней пришлось проститься.

Братья решили попробовать себя в хлебопечении, решив приобрести оборудование на выгодных условиях. А вот с производственным помещением вышла загвоздка. Предложенное полуразрушенное здание, расположенное к тому же в болотистой местности, требовало немалых затрат. Пришлось немало поработать, чтобы помещение под цех обрело цивилизованный облик. Собственная выпечка хлеба принесла не только стабильный доход, но и уверенность в том, что семейное дело движется в правильном направлении.

Но так уж устроен бизнес, что необходимо все время находиться в движении, иначе опередят конкуренты. Поэтому предпринимателями было принято решение диверсифицировать производство: вместо хлеба они вначале наладили выпуск макарон и пельменей, а потом переключились на кондитерские изделия. На том и остановились, поняв, что нашли свою стезю в бизнесе.

Новые рынки, новые горизонты

С той поры минуло с десяток лет, а бизнес «на сладкой волне» с успехом продолжает развиваться. И сегодня настоящий вологодский продукт от фирмы «АтАг» радует потребителей своим неизменным качеством. Создатели бизнеса считают этот показатель залогом успеха компании. За качеством продукции следит Арутюн Атомян, который тщательно изучает необходимые ингредиенты для будущих конфет и мармелада. Не менее строго оценивается и готовая продукция.

Ассортимент продукции предприятия весьма разнообразен: более ста видов. «В числе новинок, предложенных за последнее время, — детская линейка конфет в пластиковой упаковке. Возобновлено производство жевательного мармелада с детской тематикой. Взрослой публике предложена ностальгическая тематика — конфеты с единичным и двойным перекрутом. На предприятии регулярно внедряются новые технологии. К примеру, не так давно «АтАг» запустил импортную линию по производству карамелизированных орехов и ореховых паст, которые будут использоваться и в качестве оригинальных начинок для конфет, и как отдельный продукт.

Продукция фирмы «АтАг» сегодня снискала популярность не только в России, но и далеко за ее пределами. Продукцию шекснинского предприятия можно встретить в Белоруссии, Казахстане, Таджикистане, Германии, Китае и других странах. Дистрибуцию взял на себя Юрий Атомян, хотя в принципе все вопросы по ведению бизнеса братья решают совместно.

А еще Юрий и Арутюн славятся своей благотворительностью. Будучи людьми верующими, они решили восстановить местный храм Казанской Божьей Матери. «Найти свой путь в бизнесе нам помог Всевышний, — говорят шекснинские предприниматели. — Может, оно и так, но в то же время без упорства, целеустремленности и даже риска устойчивого бизнеса быть не может». Самое главное, что предприниматели, попробовав свои силы в разных направлениях бизнеса, обрели свой единственный путь, приведший их к успеху.

Выходит, правдиво библейское пророчество, говорящее о том, что дорогу осилит идущий.

Восточный вектор

Недавно владельцы бизнеса вернулись из деловой поездки в Юго-Восточную Азию, где заключили ряд крупных контрактов. Пользуясь случаем, накануне Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности журнал «Бизнес и Власть» решил выяснить, как в условиях нынешней экономической неопределенности местное производство может не только выживать, но и активно развиваться.

— Арутюн Агасиевич, вы недавно вернулись из деловой поездки в Шанхай. Интересно было бы узнать, о чем удалось договориться с иностранными партнерами?

— Сразу уточню, поездка была не только в Шанхай, но еще и в Токио. Цель визита — приобретение современного оборудования, с помощью которого наше предприятие собирается расширить ассортимент продукции. И не только. Второе направление, которое мы собираемся освоить, — производство упаковки. Частично мы ее уже делаем сами, но хотим заниматься этим на более профессиональной основе. Планируем выпускать упаковку не только для своих нужд, но и для других предприятий, работающих в разных направлениях бизнеса.

Что же касается поездки в Токио, то там было подписан договор о приобретении для нашего предприятия уникального кондитерского оборудования, аналогов которому не существует в России и даже в Европе.

— Китай, Япония… Как вы вышли на столь отдаленных от нашего региона производителей оборудования?

— Большим подспорьем для поиска серьезных производителей качественного кондитерского оборудования являются выставки. В силу профессиональной деятельности мне часто приходится бывать на таких мероприятиях. В России подобные выставки постоянно проводились в Москве под эгидой Агропродмаша. Однако в последние годы интересных предложений со стороны зарубежных производителей оборудования стало гораздо меньше. В связи с этим интерес российских кондитеров переключился на Дюссельдорф. В этот немецкий город один раз в четыре года со всего мира съезжаются серьезные производители кондитерского оборудования. Именно на этой выставке я и познакомился с японскими партнерами, предложение которых мне показалось интересным.

— Ваша поездка в Шанхай была связана, наверное, не только с закупкой оборудования, но еще и с поиском потенциальных рынков сбыта.

— Да, в Китае у нас были также переговоры о поставках нашей продукции. К слову, один пробный контейнер уже отправлен туда. И это только начало.

— Если не секрет, скажите, что интересует китайских парт­неров — вся линейка вашей продукции или какие?то отдельные ее элементы?

— Практически вся линейка. Наша продукция соответствует представлениям жителей этой страны о цене и качестве. Дело в том, что кондитерские изделия в Поднебесной в основном представлены дорогими брендами мирового уровня. Между тем китайцы в основной массе живут не так богато. Да и по восприятию ценностей Россия для этого народа ближе. Отсюда — доверие к нашей продукции.

— Насколько известно, на Востоке принято торговаться. Вам удалось это сделать?

— Само собой. Если не торгуешься, то китайцы могут обидеться. А вот в Японии, наоборот, такие правила торговли считаются нонсенсом. Кроме бизнеса, я туда езжу отдыхать. Там все дешевле, чем в Европе, и отношение к россиянам очень добродушное.

— Бытует мнение, что китайская продукция уступает по качеству европейской. Так ли это на самом деле?

— Я бы не стал говорить однозначно. В Китае качество продукции разное: от «гаражных» подделок до продукции, не уступающей по качеству мировым аналогам. В этом китайцы преуспели. Особенно это касается промышленного оборудования, и при этом цена на него намного ниже, чем, скажем, в европейских странах. Отсюда и наш интерес к китайскому кондитерскому и упаковочному оборудованию.

Нюансы бизнеса

— Известно, что приобрести сложную технику — полдела. Ее еще надо правильно установить и настроить. А эти затраты достигают трети и даже половины стоимости оборудования. Плюс эксклюзивные запчасти, расходные материалы, ремонт…

— Совершенно верно, это все мы учитываем при заключении контракта. В частности, мы с китайскими партнерами договорились о том, что в течение квартала их представитель будет находиться на нашем предприятии и обучать работников премудростям работы на импортном оборудовании. К слову, у нас еще установлен специальный модем, с помощью которого немецкие партнеры имеют возможность устранить неполадки в программном обеспечении их оборудования.

— Применяете ли вы финансовые инструменты при приобретении импортного оборудования?

— Вы имеете в виду лизинг? Нет. В данном случае это нам невыгодно. В основном пользуемся кредитами Сбербанка, с которым на протяжении многих лет сложились доверительные партнерские отношения, за что мы ему очень благодарны.

— Юрий Агасиевич, вопрос к вам. География поставок вашей продукции обширна. Вы прибегаете к дилерским услугам или занимаетесь сбытом самостоятельно?

— Раньше наша компания полностью сдавала продукцию оптовикам и в логистике участия не принимала. А недавно мы решили попробовать свои силы и в этом направлении. Обзавелись собственным автопарком. Теперь работаем с торговыми организациями напрямую, минуя посредников.

Пришли к выводу, что развивать сбытовую сеть намного выгоднее. Во-первых, оптовики диктуют довольно жесткие условия поставок кондитерских изделий. За невыполнение договорных обязательств нам грозит штраф. Во-вторых, львиная доля доходов от продажи нашей продукции оседает в их кармане. В-третьих, наше предприятие не такое уж большое, чтобы прибегать к дилерским услугам. В-четвертых, собственная логистика обеспечивает безопасность нашему бизнесу. Но тем не менее часть продукции приходится реализовывать через дилеров.

— Предполагает ли приобретение нового оборудования увеличение выпуска продукции?

— Не предполагает. Мы покупали импортное оборудование для того, чтобы расширить ассортимент кондитерских изделий — не более.

— Говоря другими словами, вы опасаетесь, что количество умалит качество?

— Можно и так сказать. Гнаться за объемами в ущерб качеству, значит, обречь бизнес на банкротство. Чтобы моя мысль была более понятна, остановлюсь на этой теме более подробно. Кондитерская продукция сродни художественному произведению: в ее производстве имеется очень много тонкостей. Если сделать упор в нашем бизнесе на какое?то одно направление, то рано или поздно спрос на продукцию пойдет на спад. Объясняется это особенностью потребительского спроса: покупатель, выбирая сладости, непременно отдаст предпочтение чему?то новенькому, неизвестному. Бывая в зарубежных командировках, мы замечаем, что спросом пользуется мелкоштучное производство. Вот и мы идем по этому принципу — расширяем ассортимент, не увеличивая при этом объемы производства.

— Насколько сильна конкуренция на отечественном рынке кондитерских изделий?

— Конкуренция очень жесткая, особенно после повышения курса доллара, к которому процентов на восемьдесят привязано наше сырье. К минусам последнего времени еще можно отнести то, что кондитерские изделия не являются продуктами первой необходимости, а потребители сегодня живут в режиме экономии. Поэтому наблюдается падение спроса почти на все сладкие изделия. Но есть и плюсы, к которым, безусловно, относится уход с отечественного рынка некоторых крупных зарубежных игроков.

— Вы не сказали еще об одном очевидном плюсе — россияне стали лучше разбираться в качестве конфет. Тут по качеству российским производителям, думается, нет равных. Но вопрос у меня на другую тему. Вы в нашем разговоре упомянули о сильной зависимости от зарубежного сырья. Прорабатывался ли вами вопрос об импортозамещении?

— Да мы бы с радостью это сделали! Но, к сожалению, в нашей стране основная составляющая конфет — какао-бобы — не произрастает. Их в Россию привозят из Африки, Индонезии и Малайзии. Единственно, что мы можем себе позволить приобрести в России, — это сахарный песок и сухое молоко.

— Сухое молоко, часом, не вологодского происхождения?

— К сожалению, нет. Мы не можем им воспользоваться по трем причинам. Во-первых, вологодская продукция не подходит нам по техническим условиям. Во-вторых, здесь его выпускают в относительно небольших объемах, которые тут же направляются в Москву. В-третьих, слишком высока цена.

— Последний вопрос — к вам обоим. Он касается кадров. Скажите, существуют ли сегодня сложности с подбором персонала?

— Несмотря на то что наше предприятие не такое большое, а работники получают стабильно высокую по местным меркам зарплату, проблема с кадрами иногда все же возникает, а потому приходится привлекать специалистов, что называется, со стороны. К примеру, у нас по контракту работают высококлассные специалисты из Армении и Турции.

Вся зарплата у нас на предприятии «белая» плюс полный социальный пакет. Существуют еще премии и материальная помощь. Самое страшное для нас — подвести людей, которые здесь работают.

Фото: Роман Новиков

    автор: Александр Ильичев дата: 10.12.2015 + +2 -

    Оставить комментарий: