Прыгающая через огонь…
Имя для дочки выбрала мама. Однажды она прочитала книгу про древние славянские пленена. Одной из героинь повествования была прекрасная танцовщица по имени Светлана, легко прыгающая через огромный костер. «Родится девочка - назову Светланой», - решила молодая женщина. Загаданное сбылось.
Впервые встретилась с балетом Светлана Ивойлова в августе 1942 года. Танец явился к ней в образе соседки по коммунальной квартире. Девочка подняла ногу в А ля згонд (a la seconde), и маленькая Света вдруг поняла, что ничего красивее в своей жизни она не видела.
Она хорошо помнит, как умоляла отца – отдать ее в балет, и как отец долго не соглашался: «Какой еще балет, надо делом заниматься!» В конце концов, ей удалось его убедить, и в ноябре 42-го будущая прима впервые открыла дверь балетного класса в Вологодском доме пионеров. Талант маленькой Светланы был настолько ярким и настолько поразительным, что педагог Марика Фердинандовна Ропейто-Дубяго посоветовала отвезти девочку на учебу в Северную столицу. Но учиться в Ленинградском хореографическом училище ей так и не довелось. Отец побоялся оставить маленькую дочь в голодном блокадном городе. Светлана продолжила танцевать в Вологде.
Будучи необычайно одаренной не только в балете, но и в математике, Светлана Ивойлова поступает в Московскую финансовую академию. Учится блестяще, она – гордость курса. После окончания вуза ее оставляют на кафедре, но голод и одна койка на троих в старом студенческом общежитии, заставляют девушку вернуться в Вологду. Она устраивается на работу в банковскую систему и параллельно занимается в только что созданной балетной студии у хореографа Макса Миксера.
Именно занятия у Миксера стали для одаренной танцовщицы стартовой площадкой для выхода на профессиональную сцену. Макс Александрович прекрасно понимал, что с таким талантом нельзя оставаться в самодеятельности. По его рекомендации будущая прима едет в Ивановский театр музыкальной комедии, а уже через год она солирует на сцене Горьковского академического театра оперы и балета имени Пушкина.
Сценический век балерины, увы, недолог. У Светланы Ивойловой к тому же была веская причина, чтобы искусственно его не растягивать – в Вологде на попечении бабушки подрастала дочь Маша.
В родном городе брать на работу профессиональную балерину категорически отказывались: «Нам профессионалы не нужны, у нас здесь самодеятельность!» После нескольких неудачных попыток, она создала танцевальную школу в ДК Льнокомбината. В ее жизни начался новый этап. Светлана Ивойлова неожиданно открыла в себе способности балетмейстера. Со своими первыми студийцами она поставила сказочный балет «Фея кукол». А годом позже, открыв студию «Молодой балет» в СКК «Спектр», Светлана Георгиевна отдала должное гениальному и по-прежнему горячо любимому Штраусу. «Слава Штраусу – королю вальса» - танцевальная фантазия на музыку великого композитора имела в Вологде необыкновенный успех!
В апреле 1987 состоялась грандиозная премьера балета «Пер Гюнт». А в восемьдесят девятом газеты «взахлеб» писали, что «Пер Гюнт» выдержал 20 аншлагов подряд! В это же самое время в прессе замелькали имена, солистов Вологодского балета – Дмитрия Пилипенко, Сергея Липанова, Леночки Таракановой… Казалось, все дороги для них открыты, но тут «Молодому балету» неожиданно отказали от дома. Руководство «Спектра» не продлило контракт с балетмейстером, балет оказался на грани закрытия. Проблему с грехом пополам удалось решить с помощью местной власти. Студию временно расквартировали в заречной части города - в здании Центра дополнительного образования.
Кардинально ситуация изменилась только благодаря активному вмешательству прессы. Журналист областного радио Татьяна Ляпина пригласила на спектакль «Пер Гюнт» тогдашнего председателя горисполкома Евгения Ершова, а через несколько дней появилось решение о передаче студии «Молодой балет» бывшего здания Дома пионеров - того самого, на сцене которого делала первые шаги в большое искусство маленькая Светлана Ивойлова. На ремонт бывшего Дома пионеров были мобилизованы все – студийцы, их родители, бабушки и дедушки!
17 августа 1990 года дети вошли в сияющее свежей краской здание. И первая премьера не заставила себя ждать. На балет-сказку «Дюймовочка» ринулись все – от малышей детского сада до губернатора области. А уже в 1993 в Вологде обсуждали новый спектакль – балет «Жар-Птица» на гениальную музыку Игоря Стравинского. Сегодня и «Дюймовочка», и «Жар-Птица» исполняются в новой редакции. Эти спектакли танцует пятое поколение студии балета.
Балет – очень красивый, но, пожалуй, самый тяжелый из всех видов искусства. Результат в балете достигается через боль и преодоление, через каторжный ежедневный труд и многочасовые занятия у станка.
Любой профессионал знает, что на тернистом пути к вершинам мировой танцевальной классики немало острых шипов. Даже, если путь этот усыпан розами. За двадцать пять лет в афише театра появились «Батюшковский вальс» и «Щелкунчик», «Сильфида» и «Баядерка». Студия балета десятки раз получала ГРАН-ПРИ престижных Российских и Международных конкурсов. Вологодский балет высоко оценили зрители России и Америки, взрослые и дети, политики и ведущие деятели искусства, журналисты и соратники по хореографическому цеху. Дважды коллектив студии становился обладателем Государственных молодежных премий Вологодской области по образованию и в сфере культуры и искусства. Последняя премия была присуждена в январе этого года.
Выразительный язык балета – это не только движение и пластика, не только сочетание классического танца и драматического искусства. Это еще и костюмы, и декорации без которых не бывает настоящего балетного спектакля.
Впервые увидев вологодский балет на конкурсе в Мурманске легендарная балерина, народная артистка СССР Ольга Лепешинская, отметила не только «отличную технику пуантов, которая так редко встречается на периферии», но и сказочной красоты костюмы, каких не встретишь даже в профессиональных театрах. Узнав, что автором всех без исключения образов является сама Светлана Георгиевна, великая балерина воскликнула: «Вы даже не подозреваете, насколько вы одарены! Ваше мастерство художника по костюмам ничуть не уступает вашему таланту балетмейстера!»
Все, кто когда-либо занимался в студии классического балета, независимо от избранной профессии, стали успешными людьми. Потому что в детстве они усвоили самое главное: успех – это результат огромного труда. И никак иначе. Сегодня бывшие воспитанники Светланы Ивойловой танцуют на сценах Европы и Америки, России и стран постсоветского пространства. Лучшие из лучших: Наталья Шапоренко, Александра Хорольская, Нестор Карачев, получив высшее профессиональное образование, вернулись в студию балета в качестве педагогов.
Сейчас Вологодский балет активно готовится к 25-летию студии. Уже готовы отрывки из балетов «Жизель» и «Пер Гюнт», сшиты и ждут своего выхода на сцену потрясающей красоты костюмы, разработан сценарий большого юбилейного вечера.
За всем этим стоит Заслуженный работник культуры РФ, лауреат Государственных премий, обладатель Почетного знака «За заслуги перед городом Вологдой», многократный победитель Международных и Всероссийских конкурсов, балетмейстер-постановщик Светлана Георгиевна Ивойлова.
Она живет и дышит грядущим юбилеем студии, и запрещает упоминать о круглой дате в ее собственной жизни:
– Да не надо про меня! Вы лучше про студию!
Да, конечно, про студию. Но вот только студии не бывает без мастера, учеников – без учителя. Нельзя прыгнуть через огонь, если внутри нет огромного желания взлететь! И если волшебная Жар-птица устремляется в небо, значит, кто-то дал ей сильные крылья! Потому что у всякого творения непременно должен быть творец.
Оставить комментарий: