Кино для всех
Надо ли Вологде пытаться стать одним из кинофестивальных центров России? Если да, то что для этого нужно сделать? На эти вопросы отвечает режиссер Сергей ЦЫСС.
В ноябре в областной столице состоялся Международный вечер короткометражных документальных фильмов «IDoCare». Посетившие новый мини-кинофестива
– Сергей, вы очень разносторонний человек: режиссер с большим количеством наград, создатель интерактивных объектов, разработчик квестов в России и Америке, музыкант, поэт. Причем на всех направлениях добились высоких результатов. Как вы планируете свои дела, чтобы все успеть?
– Я существую в нескольких временных режимах планирования, самый длинный из которых – месяц. Однако некоторые события выходят за рамки этого месяца: например, о предстоящей поездке на фестиваль в Сербию я узнал месяца за два. Для планирования на эти периоды я использую специальную большую доску, где рисую фломастером квадрат, пишу в нем «Сербия», число и то, что должен делать. Внутри больших периодов использую малые отрезки, основные события которых тоже записываю на доске.
Дальше идет неделя, ее я стараюсь распланировать в самом начале или предварительно по выходным. Если же происходят неожиданные события, то исхожу из графика, который удобен всем, комбинирую возможности.
Что касается кино, то творческий процесс имеет свои особенности, и его эффективность мало зависит от планирования: можно за день ничего не успеть, а можно за час сделать очень многое. На мой взгляд, тайминг здесь работает плохо, и секрет в том, чтобы внутренне отслеживать в себе важные моменты и понимать, когда что лучше сделать.
– Последнее время неоднократно приходилось слышать мнение, что сегодня любой талантливый молодой человек из российской глубинки способен создавать фильмы мирового уровня прямо у себя дома, используя минимум оборудования, и тем самым реализовать себя в визуальном искусстве.
– Это правда. Я даже подскажу начинающим режиссерам, куда им обращаться – в Калининград, на фестиваль короткометражных фильмов «Короче», организаторами которого являются известные продюсеры Сергей Сельянов и Игорь Толстунов. Это очень серьезный фестиваль, у него один из самых больших призов в Европе, больше, чем в Каннах.
«Короче» – это фестиваль, специально ищущий таланты. Его идея такова: при современном развитии технологий режиссером короткометражног
– Сложно ли стать режиссером?
– Нет. Это раньше профессия режиссера была элитарной: нужно было долго учиться, общаться с профессионалами, приобретать дорогое оборудование, снимать на пленке, тратиться на монтаж и так далее. Сейчас с этим все просто. Благодаря развитию интернета есть доступ к любой информации – ресурсов много, и можно многое прочесть и узнать про кино, просто сидя в кафе. А уровень технологий сегодня такой, что серьезных технических препятствий к тому, чтобы стать режиссером, не существует. Можно снять хороший фильм на камеру смартфона. Это настоящий дар, который дала нам современная жизнь.
– С чего нужно начать путь в режиссуру?
– Все сводится прежде всего к таланту, упорству и времени. Очень важно также найти или придумать хорошую историю, а история – это прежде всего герой. Не история создает героя, а герой создает историю. Кроме того, снимать надо только то, что вам интересно. Зрители – чуткие люди, и вы не заинтересуете их своим фильмом, если сами равнодушны к рассказанной в нем истории. Все, что угодно, кроме равнодушия, – и тогда все получится.
– В Вологде есть фестиваль VOICES, а теперь появился «IDoCare». Дают ли они городу шанс стать одним из кинофестивальных центров Северо-Запада или даже России? Можете ли вы, как постоянный участник кинофестивалей, дать советы, как этого добиться?
– «IDoCare» – очень интересный фестиваль, его программа получилась мощной и конкурентоспособ
Что касается советов, то готового рецепта нет. Прежде всего, нужен человек, который все это будет организовывать – такой, как Вячеслав (Вячеслав Горев, организатор фестиваля «IDoCare» – прим. ред.), а задача власти – поддерживать таких людей в их инициативах. Оказывать фестивалю информационную поддержку, пиарить его через прессу и другие СМИ, предоставлять площадки для проведения, транспорт, призы.
Финансовая отдача может быть, но для этого нужно стараться. Лучше, конечно, стремиться к тому, чтобы фестиваль стал большим. А дальше есть работающие схемы: продавать билеты, в ряде случаев делать платные аккредитации, активнее подтягивать спонсоров, которые от этого получат свои бонусы: производителей определенных продуктов, продавцов автомобилей и бытовой техники, туристские компании, отели и так далее. Все, что можно монетизировать, лучше монетизировать.
Хорошо работает такой прием, как «эхо фестиваля», когда фильмы возят с показами по малым городам и селам. Это очень эффективно применяется, например, на фестивале «Меридианы Тихого», который ежегодно проводится во Владивостоке. Причем для такого «эха» не нужно много затрат.
Из VOICES и «IDoCare» можно и нужно сделать крупные модные события, создать им имя.
– Реально ли объединить на этом направлении усилия бизнеса и власти?
– Да. Кинофестиваль – это всегда место встречи власти, бизнеса и общества, и вашим фестивалям также надо к этому стремиться. Поэтому любая помощь таким мероприятиям со стороны государства, предпринимателей
Поддерживать кинематограф сейчас – это вообще мировая тенденция. Причем поддержка оказывается не только фестивалям, но и самому кино. Например, в Норвегии несколько лет назад в каждом более-менее значимом городе был создан свой киноцентр. В итоге любой человек, у кого есть сценарий, может прийти в этот киноцентр и сказать: «Я хочу снять кино». Если сценарий хороший, ему действительно помогают снять фильм. В результате они за несколько лет вырастили у себя очень мощных режиссеров.
– Что кинофестивали дают регионам?
– Во-первых, это красиво. Во-вторых, интересно. В-третьих, полезно. В-четвертых, жизнь – скучная штука, и если мы не сделаем себе праздник сами, никто нам его не устроит.
Возвращаясь к фестивалю «Короче». Я хорошо знаком с его арт-директором Артемом Рыжковым. Это выдающийся человек, калининградцы его высоко ценят и очень боятся, что он от них уедет, потому что он делает этот фестиваль. А он, слава богу, не уезжает. В каком-то смысле слова это человек, который делает репутацию городу.
Вячеслав ГОРЕВ, организатор кинофестиваля «IDoCare»:
- Идея фестиваля родилась в Хорватии на семинаре «EuropeLab», где был презентован короткометражный фильм, который очень понравился участникам. Подобные фильмы очень сложно найти в интернете или на телевидении, поэтому наша команда, состоящая из трех человек: я и коллеги из Санкт-Петербурга и Лейпцига – решила, что было бы здорово показать такие фильмы широкой аудитории. В рамках семинара мы подготовили и отправили заявку на грант. Так появился международный вечер короткометражных фильмов «IDoCare».
В следующем году мы хотим расширить географию показов и вовлечь больше людей. Например, планируем предлагать активным гражданам стать представителями «IDoCare» и координировать процесс на месте. Уже сейчас есть желающие из ЕС, России, Украины и Белоруссии, которые готовы подключиться к работе и организовать показ в своем городе. В настоящее время мы рассматриваем различные варианты финансирования: ищем потенциальных партнеров и гранты, на которые мы можем рассчитывать.
Фото из архива организаторов
Оставить комментарий: