Управление гневом
Эта статья открывает цикл, в котором Наталия Царева и Дмитрий Ющенко (Тренинговый центр «Экология Разума») рассказывают, как развитие эмоционального интеллекта влияет на успех в бизнесе и личной жизни.
Современные психологические исследования соотносят успех в коммуникации, карьерный рост, влияние, лидерство с уровнем развития эмоционального интеллекта, или Emotion Quality (EQ) человека. Все чаще при подборе персонала (особенно на позиции топ-менеджеров) при оценке управленческих кадров используются тестовые методики оценки EQ. Что показывают данные методики? Из чего состоит эмоциональный интеллект? Давайте разберемся.
Приведем ставшую традиционной модель, в которой описаны четыре сферы компетенций, составляющих эмоциональный интеллект:
– идентификация эмоций — способность точно выражать и распознавать эмоции;
– эмоциональное содействие мышлению — способность вызывать эмоции, которые помогают при решении мыслительных задач;
– понимание эмоций — способность понимать сложные эмоции, переходы эмоции от одной стадии к другой, причины эмоций;
– управление эмоциями — способность сохранять или изменять свое эмоциональное состояние и эмоции другого человека.
Так как же использовать эмоции для улучшения качества своей жизни и профессиональной деятельности? Успешные коммуникаторы и харизматичные лидеры великолепно не только владеют своими эмоциями, но и управляют эмоциями других людей. Часто участники наших тренингов приходят с просьбой научить их управлять чужими эмоциями. Можно ли это? Безусловно. Более того, для достижения успеха в современном информационно насыщенном, требовательном и даже жестком стрессовом мире исключительно важно развивать свой эмоциональный интеллект.
Вместе с тем логика развития вашего эмоционального интеллекта всегда одна — сначала учимся управлять собой, а потом другими.
Развиваем самовосприятие: распознаем свои эмоции; определяем события, запускающие эмоции (триггеры); учимся принимать и трансформировать негативные эмоции.
Управляем собой: развиваем самоконтроль; выбираем эмоции, которые хотим испытывать; вызываем нужные эмоции (для работы и личной жизни).
Тренируем социальную восприимчивость: определяем эмоции других людей; тренируем эмпатию (сопереживание).
Применяем EQ в управлении отношениями: вдохновляем других, оказываем влияние в коммуникации (выступлениях, переговорах), успешно разрешаем конфликты и нестандартные ситуации.
Ученые выделяют до восьми базовых эмоций (см. таблицу). Они сопровождали нас на долгом пути нашей эволюции как существ разумных, и каждая из них исключительно функциональна, т.е. имеет значение, нужна нам зачем-то.
Если посмотреть на сигналы, которые нам посылают эмоции, то можно понять, что все они полезны. Например, если бы мы не испытывали страха, то постоянно подвергали бы свою жизнь неразумной опасности. Без гнева человек не смог бы отстоять свой дом, достоинство, честь. Гнев вместе с тем еще и самая побуждающая к активным действиям эмоция. Печаль позволяет нам в известном смысле отдохнуть от бурных эмоций и погрузиться в мысли, погрустить, вспомнить, обдумать опыт.
Зная больше о сигналах эмоций, мы можем понимать их значение. Если вы часто испытываете гнев или другие варианты данной эмоции (раздражение, неудовольствие, возмущение вплоть до ярости), то задайтесь простыми вопросами: «Какие мои границы постоянно «задевают», нарушают другие люди?», «Так ли эти границы важны для меня в этой ситуации?»
В этом смысле иногда полезно применить упражнение, которое называется «Иерархия критериев» или «Что важнее?» Один из руководителей, участников нашего тренинга, задал нам в перерыве вопрос об эмоциях, и касался он его личной жизни. Меня, говорит, постоянно раздражает манера сына ставить свою обувь перед дверью. Часто я возвращаюсь домой с работы с предвкушением приятного вечера и общения с сыном, но когда открываю дверь и мне мешают его кроссовки, сразу «вскипаю». Конечно, начинаю выговаривать сыну за его невнимание к моим просьбам, он начинает огрызаться, и начинаются «разборки».
Мы попросили этого руководителя положить на одну ладонь, как на воображаемые весы, приятный вечер с сыном, а на другую — кроссовки, и взвесить. Конечно, первое перевесило второе.
Это упражнение полезно повторять, когда вы входите в «зону риска». Например, в данном случае при открывании дверей уже можно было предположить наличие некоторого беспорядка. При достаточной тренированности «Иерархия критериев» выполняется быстро, что называется, на лету.
Правила, границы, убеждения, жесткие критерии (правильно / неправильно, можно / нельзя, следует, нужно, «так положено» и т.п.) — чем их больше, тем жизнь более упорядочена. Но тем вероятнее шанс, что другие люди так или иначе заденут их, вызвав ваше раздражение. Если вы замечаете за собой такое, задайтесь вопросом: насколько важно то, что задели другие? Есть что-то более важное в данном контексте? Можно ли сделать ваши требования к другим менее жесткими? Это позволит гневу реже возникать в вашей жизни.
Особое внимание в списке базовых эмоций обратите на интерес. Это уникальная эмоция, которая двигает вперед человеческую цивилизацию (а не лень, как многие считают). Интерес спасает браки, реализует наши таланты в хобби, движет бизнес.
Эмоция интереса стимулирует нашу познавательную активность, и чем больше мы ее развиваем, тем более способны учиться. А в современном бизнесе непрерывное развитие значит движение, жизнь, успех!
Вот практическое задание для развития интереса «Взгляд непосвященного».
В течение ближайшей недели смотрите на окружающий мир так, как будто увидели все в первый раз. Обратите внимание: этот взгляд фокусируется на позитивных и приятных глазу картинах.
Заметьте, число положительных базовых эмоций меньше, чем отрицательных, вот почему для восстановления баланса нам приходится прилагать усилия: тренировать позитивный интерес, радоваться начиная с мелочей.
Еще одна хорошая новость состоит в том, что среди базовых эмоций есть нейтральное удивление, которое длится доли секунды и может разбивать негативные эмоции просто потому, что это переходное эмоциональное состояние. В картине мира появился новый элемент, но оценка ему еще не дана. Она произойдет чуть позже на основании предыдущего опыта, подсказок или советов.
Простой житейский пример. Идет человек на работу ранним утром, и вдруг… проезжающая мимо машина на полной скорости окатывает его водой из лужи. Естественная реакция — гнев, возмущение, энергичные выражения вслед водителю, затем — печаль, разочарование от того, что деловой наряд испорчен.
Используем «вау-эффект» и говорим себе, провоцируя эмоцию удивления: «Вау! Ну ничего себе народ водит! Интересно, где такие люди права берут?!», «Как красочно я расскажу об этом случае на работе!», «Блин! Во случай сходить домой переодеть костюм, может, я там заодно проверю, выключен ли утюг!»
Или используем в диалоге с возмущенным контрагентом.
Клиент: «Да как вы могли? Это же ужас!»
Вы: «Как, вам и кофе не предложили?»
Клиент: «Постойте: какой кофе?»
Вы: «Ну, непорядок, непорядок. Пойдемте все обсудим за чашечкой».
Первая волна агрессии сбита удивлением. Безусловно, содержательную часть претензий этим не исправить, но главное — можно исправить отношение и настрой клиента. И главное — свое настроение. Теперь вы сами вольны выбирать свою эмоциональную реакцию: хочу — погневаюсь, хочу — посмеюсь над собой, хочу — поиронизирую. Ведь зачастую эмоции управляют нами, а мы как будто плывем по бурной реке, и нам не за что зацепиться.
В продолжение темы в последующих статьях мы рассмотрим телесные и ментальные приемы управления эмоциями и состояниями, а также способы реагирования на агрессию и давление в конфликтах.
Фото: www.lookatme.ru
Оставить комментарий: