автор: Александр Нестеров дата: 14.07.2015 + 0 -

ПОТЕНЦИАЛ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В Вологодской области проходит очередной этап муниципальной реформы. 1 января 2015 года произошло существенное перераспределение полномочий между поселенческим и районным уровнями местной власти, продолжается процесс укрупнения территорий, идет сокращение муниципальных служащих. Внутренние административные границы изменились в 17 районах области, затронув 77 муниципалитетов. Об особенностях проведения столь масштабных преобразований рассказывает заместитель губернатора Алексей Макаровский.

— Вы верно обозначили основные тренды муниципальной реформы. Все указанные процессы уже идут. Отмечу, что все они тесно взаимосвязаны друг с другом.

Давайте начнем с полномочий. Для понимания: полномочия — это круг вопросов, за которые отвечает тот или иной уровень власти. Перечень этих полномочий указан в Федеральном законе №?131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который является базовым для системы местного самоуправления в России. В прошлом году в закон были внесены изменения, в результате которых львиная доля полномочий сельских поселений была передана на районный уровень. Для ясности: с этого года у районов 60 полномочий, у сельских поселений — 19 (а было в два раза больше). А с 2016 года у сельских поселений останется уже 17 полномочий — дорожная деятельность, водо-газоснабжение также уйдут на уровень районов. Как видите, произошло значительное сужение зоны ответственности поселенческой власти. А вот на уровне района работы прибавилось.

— В прошлом году областным правительством была проведена работа по анализу эффективности работы местной власти. В этом вопросе, насколько нам известно, вы тесно взаимодействовали с Ассоциацией «Совет муниципальных образований области» и Советом представительных органов муниципальных образований области. Результатами исследований поделитесь?

— При изучении вопроса выяснилось несколько показательных вещей: фактическая численность муниципальных служащих оказалась ниже той, что предполагалась типовыми штатными расписаниями. К примеру, в подавляющем большинстве районов и поселений муниципальные служащие на треть меньшим составом справлялись с возложенными задачами.

Поэтому новые штатные расписания, которые были разработаны и рекомендованы районным органам власти, не предполагают сокращения фактической штатной численности чиновников районного уровня. А вот по поселениям штаты были серьезно урезаны. Соответственно и нормативы расходов на функционирование аппаратов управления в поселениях снижены до 40?%. И это логично, ведь объем работы существенно снизился.

— Как выглядит Вологодская область в сравнении с другими регионами по численности муниципальных служащих? Существуют ли какие-то нормативы?

— Нормативного показателя не существует. Тут мы сравниваем себя с другими и прежде всего с аналогичными регионами. Вологодская область, к сожалению, занимает худшие позиции среди регионов Северо-Запада России по количеству муниципальных чиновников. На конец сентября 2014 года их у нас насчитывалось 3570 человек. Много это или мало? Для сравнения несколько цифр: в Российской Федерации на одну тысячу населения приходится в среднем 2,2 муниципальных служащих, в Северо-Западном федеральном округе — 2,5, а в Вологодской области — 3.

Лидируем мы и по количеству муниципальных образований. На Северо-Западе мы передовики по этому показателю. На 1 января 2014 года у нас насчитывалось 283 муниципальных образования. Поясню, в это число входят два городских округа Вологда и Череповец, все районы, а также городские и сельские поселения.

А каждое поселение — это отдельный бюджет со своим аппаратом управления. Поэтому объединение поселений, которое проходит в области на самом деле не менее десяти лет, позволит среди прочего еще и уменьшить количество чиновников на душу населения. Опыт аналогичных по своей структуре регионов России показывает, что у нас должно быть не более двух тысяч чиновников на муниципальном уровне и не более двухсот муниципальных образований.

— Значит, это и стало причиной укрупнения поселений?

— Причины укрупнения поселений гораздо более серьезные. В первую очередь это делается для того, чтобы объединить кадровые, инвестиционные, налоговые и социальные потенциалы территорий для их развития.

Мы постоянно анализируем состояние объединенных территорий. И мы видим, что эти муниципалитеты более успешны и эффективны. Но для нас важно, чтобы при объединении обязательно сохранялась доступность местной власти.

— Как идет процесс объединения в нынешнем году?

— Отмечу, что за последние десять лет около ста поселений прошли укрупнение. В этом году этот процесс значительно ускорился. На сегодня в 17 районах области объединения прошли успешно, при одобрении населения и депутатов местных советов. В итоге вместо 77 поселений, которые участвовали в процессе объединения, на карте области останется 28. Соответственно 49 упраздненных поселений войдут в состав вновь образованных поселений, усилив тем самым потенциал развития объединенных поселений. Объединительные процессы продолжатся и во втором полугодии.

Но не буду скрывать, есть и противники объединения. В основном они представляют интересы сокращаемых чиновников. Ведь во многих небольших поселениях затраты на управление составляют до 80?% всего бюджета! Но мы стараемся вести разъяснительную работу, объясняем преимущества укрупнения. Направляем представителей местной власти и общественности в те поселения, где прошли объединения, обращаем внимание на положительный опыт.

Губернатор Олег Кувшинников гарантировал, что объединенные поселения получат полным рублем те средства, которые раньше тратились на административные аппараты, а теперь идут на дороги, освещение, водоснабжение и другие насущные проблемы. Так, в этом году Краснополянскому сельскому поселению Никольского района дополнительно будет направлено 4,3 млн руб. А в Опокское поселение в Великоустюгском районе — 2,24 млн руб. Примеры можно продолжать.

Это показывает, что мы не преследуем цель получить эффект экономии для бюджета. Нам важно, чтобы муниципалитеты стали самодостаточными и эффективными для того, чтобы обеспечить то качество жизни, которого заслуживают наши земляки.


Наша справка

В ходе прежней административной реформы в 2004—2005 годах на Вологодчине было создано более 350 муниципалитетов, как правило, в границах существовавших с советских времен сельсоветов. Но к тому времени часть деревень и сел заметно обезлюдела, и «новые» сельские территории получились слишком разнородными как по численности населения, так и по экономической базе. Поэтому уже с 2006 года начался естественный процесс выравнивания — «слабые» территории постепенно стали присоединяться к «сильным».

    автор: Александр Нестеров дата: 14.07.2015 + 0 -

    Оставить комментарий: