Франшиза и закон
Рынок франчайзинга в России испытал настоящий «бум» в последние годы развития предпринимательства в нашей стране. И если ранее термин «франчайзинга» у нас ассоциировался лишь с опытом зарубежных компаний, то в последние годы эта модель бизнес-процессов стала активно развиваться и у нас. Не смотря на это, «бизнес по франшизе» принято считать молодым и самым незащищенным со стороны законодательства, что требует внимательного отношения к формированию юридической базы для будущего масштабирования. Если говорить в целом, то основные риски для головной компании заключаются в том, что франчайзи спустя какое-то время могут захотеть прекратить все отношения с головной компанией, и ,фактически, стать конкурентом в нише. Защита интеллектуальной собственности — ключевой момент в безопасности бизнеса, основной закон для которой — Гражданский кодекс Российской Федерации. Конечно, действующая законодательная база не может предусмотреть всех «тонких» моментов развития взаимоотношений франчазера и франчайзи, поэтому действующие предприниматели предусматривают для себя доступные методы защиты обеих сторон в данном вопросе. На данный момент сложно обеспечить безопасность технической и коммерческой информации, которая может быть использована франчайзи в негативном ключе и существенно повлиять на репутацию запатентованного бренда.
Поэтому сегодня предприниматели используют патенты и регистрацию товарного знака, однако, эти документы не обеспечивают комплексной защиты бизнеса от посягательств конкурентов и действий недобросовестных партнеров, желающих присвоить себе чужие идеи в силу личных предпочтений и доводов.
На данный момент развития законодательства в России, взаимоотношения франчазера и франчайзи регламентируют следующие виды подзаконных правовых актов:
-
Договоры коммерческой концессии (франчайзинг как таковой), который четко регламентирует отношения двух сторон. Требует регистрации в государственных органах. На сегодня наиболее популярный вид соглашения между франчайзером и франчайзи.
-
Лицензионный договор — упрощенная форма договора концессии. Не подразумевает государственной регистрации и к нему предъявляется меньше законодательных требований и правил.
-
Агентские договоры позволяют головной компании установить объем прав и обязанностей, которые она готова передать партнеру: использование ноу-хау, товарного знака, интеллектуальной собственности, предел действий франчайзи, размеры вознаграждения и штрафов и так далее.
-
Договор комиссии разрешает второй стороне (комиссионеру) совершать сделки от лица комитента в установленных ограничениях.
-
Система дропшифтинга, когда заключается договор между поставщиком товаров и услуг и продавцом по реализации продукции напрямую пользователю. Разницу в оптовой и розничной цене получает непосредственно франчайзи. Для головной компании это удобный способ реализовывать свой продукт без затрат на продвижение и поиск рынков. Франчайзи же не требуется финансирование на содержание склада и логистику.
Перед тем, как принимать решение о том, на каком виде нормативно-правовом-акте остановиться, нужно обозначить, какие именно интеллектуальные ресурсы, бизнес-процессы, юридические отношения для вас важны, и как вы можете максимально защитить себя. Грамотное начало взаимоотношений с партнерами - залог успешного развития вашей франшизы в будущем.
Оставить комментарий: