Не покрасишь – не поедешь?
Автор: Игорь Вельский 3 мартa 2015 г.
Областные власти в очередной раз пытаются навести порядок на рынке таксомоторных перевозок. Напомним, еще не так давно водителей легковых машин заставляли устанавливать таксометры и платить налоги с перевозок пассажиров. Кроме того, велась борьба с нелегальными перевозчиками. Однако, как говорится, воз пока и ныне там. Дабы переломить ситуацию Правительство области предложило более радикальные меры и подготовило законопроект «О регулировании отдельных отношений в сфере организации транспортного обслуживания населения области легковым такси».
Законопроект, который в настоящее время внимательно изучают депутаты Законодательного собрания области, предусматривает два основных новшества. Первое — чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров, водитель должен иметь (или взять в аренду) автомашину либо белого, либо желтого, либо черного цвета. Второе – документ устанавливает ограничение количества разрешений на легальные таксомоторные перевозки – не более пяти тысяч.
«Разрабатывая законопроект, мы исходили из того, что использование определенной цветовой гаммы позволит визуально выделять официальных таксистов, которые, работая в соответствии с законодательством, обеспечивают качественное и безопасное предоставление услуги, а также необходимые налоговые поступления, - комментирует заместитель начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта области Сергей Озеров. - Закрепление же на законодательном уровне ограниченного количества выдаваемых разрешений позволит оптимизировать транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть».
Предполагается, что новый закон заработает в полную силу с 2018 года. До этого времени определен переходный период, необходимый для тех, кто уже работает в этом бизнесе – чтобы перестроиться.
В ДДХиТ заверяют, что ограничение в пять тысяч машин для нашего региона не критично. На сегодняшний день в области действуют только 1845 разрешений — для того, чтобы достичь лимита, понадобится не один год. У руководителей фирм, занятых в этом бизнесе, другие цифры – они говорят о 10–30 тысячах «бомбил» на область, и в целом сходятся в одном: в нынешней ситуации никто не поспешит переходить на легальное положение.
«Надо реально смотреть на вещи. У нас закон запрещает пиво пить в общественных местах, но что-то никого особенно не штрафуют, - говорит владелец диспетчерской службы «Димон» Юрий Тарбаков. - Во-первых, давайте возьмем финансовый аспект. Областной закон должен дополнить федеральный, который действует по всей стране, но, к примеру, в столице водитель может позволить себе работать легально: он зарабатывает по 100-150 тысяч в месяц, и заплатить налоги в районе 20-30 тысяч в год для него не проблема. К тому же, там еще и бензин дешевле, чем у нас. Кроме того, чтобы перекрасить нормальную машину заводской сборки, нужен хороший специалист, эти услуги стоят довольно дорого. Плюс, надо вносить изменения в техпаспорт, что тоже хлопотно».
По мнению Юрия Владимировича, выдача официальных разрешений зачастую превращается в формальность. «Хочется спросить: насколько увеличились налоговые поступления от выдачи разрешений? Думаю, что это десятые, если не сотые доли процента, - рассуждает предприниматель. – Лично мне кажется, что неплохой альтернативой стал бы закон о самозанятости, с возможностью для водителя получить патент на таксоперевозки на определенный срок — месяц, два, три. Не секрет, что многие достаточно квалифицированные водители работают таксистами сезонно».
«Федеральный закон гласит, что при получении разрешения автомобиль должен находиться у предприятия в собственности или в аренде, а водитель — иметь статус индивидуального предпринимателя, - объясняет «механику» получения разрешений владелец такси «Пегас» Олег Сажин. - У нас же некоторые перевозчики додумались брать машину в аренду «с экипажем». Техническое состояние автомобиля никем не контролируется, трудовых отношений с водителем нет, налоги он не платит. Еще один вариант: можно получить разрешение и тут же его отозвать — бумага с печатью остается на руках!» По наблюдениям руководителя, практика показывает, что почти никто не перепроверяет разрешение у таксиста, поэтому, по его словам, нелегалами иным предпринимателям иметь дело проще: «Освободился человек со смены, сел в машину, связался с диспетчером, может быть сразу с несколькими — у кого заказов больше. И поехал работать. В каком он состоянии, что с автомобилем — никто не знает, да это никому и не интересно: оплатил диспетчерам проценты с рейса – и все».
В отличие от коллеги, Олег Сажин считает, что сам по себе законопроект неплох, но вот будет ли он работать — большой вопрос. «В Вологде, как вы помните, существовало «Городское такси», которое пыталось действовать стопроцентно по закону, но не выдержало конкуренции, - говорит предприниматель. - Вот вам типичная ситуация: стоит море машин на вокзале, причем часто в неположенных местах. Приезжает проверка ГИБДД — все «бомбилы» тут же разлетаются. Инспекторы начинают проверять наши машины, у нас все в порядке, но мы теряем время и заказы. Как только ГИБДД уезжает, тут же все нелегалы возвращаются обратно. А за весь прошлый год в Вологде, насколько я знаю, поймали и оштрафовали с десяток нелегальных таксистов, притом, что реально их счет идет на тысячи. Получается, те, кто работает по закону, еще и в проигрыше».
Солидарен с коллегой из Вологды Владимир Назарков, директор ООО «Новотранс»: «В Череповце около 80% рынка занято именно нелегальными перевозчиками. Именно по этой причине не развивается легальное такси, а самих машин такси не хватает. Закон не говорит о том, как убрать нелегалов. На мой взгляд, нужно, во-первых, передать полномочия по контролю за такси на местный уровень. Во-вторых, ужесточить ответственность за незаконное предпринимательство. К сожалению, сейчас с нелегалами практически ничего не сделать».
Не доросли?
Возможно, серьезным препятствием для легализации такси станет и положение дел на рынке таксоперевозок: конкуренция обостряется, в частности, в область приходят так называемые сетевики. Как пояснил Олег Сажин, в этом случае компания вообще зарегистрирована в другом регионе (то есть областной бюджет она не пополняет по определению), а работает она при помощи современных технологий: через единый колл-центр рассылает заказы по всей стране. Оплату за рейсы со стороны водителей сетевые компании получают через электронные платежные системы. Понятно, что контроль за безопасностью перевозок в этом случае де-факто равен нулю.
Тем не менее, Юрий Тарбаков считает, что рынок такси рано или поздно легализуется — до этого нужно просто «дорасти». «Мы, как всегда, спешим, гонимся за Европой, не создав у себя соответствующие условия для работы, - говорит владелец «Димона». - Но за последние лет десять я все-таки вижу прогресс: на линии сейчас выходят хорошие автомобили, много сделано, например, в плане борьбы с наркотиками, в свое время я сам таких граждан лишал водительских прав. По таким вопросам, как ценообразование, трудовая дисциплина, наши службы сотрудничают между собой, хоть и являются конкурентами. Если руководитель такси заинтересован только в получении прибыли для себя лично, в бизнесе он долго не продержится: однажды испорченную репутацию восстановить очень трудно».
Как сделать так, чтобы «бомбить» было невыгодно
Александр Ильичев, главный редактор журнала «Бизнес и власть»:
- Решение власти навести порядок в таксоперевозках можно только приветствовать, правда, с одной лишь оговоркой, что борьба с нелегальными перевозчиками обычно обречена на провал, если этот вопрос не решать комплексно, как это, к примеру, сделано в зарубежных странах.
Например, когда я был в Стамбуле, то заметил необычайно много такси, все они были исключительно желтого цвета. Во время перехода моста через Босфор я насчитал около тридцати машин, следующих друг за другом.Причем, таксисты реагировали на любое движение руки пешеходов, полагая, что те подают им сигнал.
Меня заинтересовало, как при такой высокой конкуренции туркам удается зарабатывать на жизнь и трудно ли устроится таксистом? С этим вопросом я обратился к одному из водителей стамбульского такси. Водитель по имени Ибрагим рассказал, что месячного заработка ему вполне хватает, так как в Стамбул прибывает много туристов из разных стран, которые зачастую тюками закупают продукцию на гранд-базаре («главное, знать расписание теплоходов, прибывающих в город»).
Таксисты работают сами по себе, как частные предприниматели. Причем с налогами и таксометрами их никто не достает, поскольку они работают по патенту и платят муниципалитету фиксированную сумму. Чтобы получить патент необходимо иметь в собственности автомашину желтого цвета марки «Форд». Другой альтернативы нет.
В том случае, если предпринимателю надоело заниматься извозом, то он может переоформить патент на другое лицо, но только вместе с автомобилем. Это оказывается выгодно для бывшего таксиста, поскольку в таком случае машину желтого цвета можно без труда продать за хорошие деньги.
И еще нелегальным бизнесом заниматься в Турции не выгодно и рисково. Во-первых, в машину другого цвета пассажир из опасения быть ограбленным не сядет. Во-вторых, за нелегальный извоз в стране предусмотрена достаточно суровая кара –конфискация автомобиля и высокий штраф…
Значит можно без лишних движений, без ловли нелегалов и прочих полумер решить проблему с таксомоторными перевозками?
Архив