Автобусный гамбит
Автор: Александр Ильичев 20 мартa 2015 г.
Шесть вопросов заместителю начальника вологодского Департамента градостроительства и инфраструктуры по благоустройству и транспорту Антону МУСИХИНУ.
— Антон Сергеевич, в последнее время в Вологде не утихает конфликт между городской администрацией и некоторыми частными перевозчиками. Неужели городская власть не может найти решение и навести порядок в этой сфере?
— Порядок мы навести, конечно, можем. И наводим его в рамках российского законодательства. Отсюда и кажущаяся медлительность в действиях городской администрации. Сейчас у нас ведутся судебные тяжбы с двумя частными перевозчиками, которые игнорируют требования администрации по улучшению условий перевозки пассажиров. Речь идет о том, что некоторые перевозчики не обеспечивают объявление остановок, на их транспорте не имеют возможности передвигаться маломобильные группы населения — инвалиды с заболеваниями опорно-двигательной системы, пожилые люди, а также родители с детскими колясками.
Правда, первоначально у одного из этих перевозчиков имелось несколько низкопольных автобусов, но теперь и этого нет — сейчас у всех частных перевозчиков в городе только небольшие ПАЗики.
Кроме того, к таким организаторам пассажирских перевозок у администрации имеются вопросы по оплате работы водителей. В частности, в конкурсной документации, представленной частными перевозчиками, подозрительно низкая зарплата — 12 тыс. руб. в месяц. Между тем, средняя зарплата по отрасли в три раза выше. Спрашивается, кто за такие, говоря мягко, скромные деньги возит вологжан на автобусах? А быть может, остальные деньги просто выдаются водителям в конвертах? Но поощрять налоговые правонарушения мы не имеем права…
— Претензии и действия городской администрации понятны. Но как получилось так, что частные перевозчики, проиграв соответствующие конкурсы и оказавшись вне закона, продолжают, как ни в чем не бывало перевозить пассажиров? Что?то тут не сходится…
— Ответ на ваш вопрос кроется в законодательстве, которое нынче «заточено» на защиту малых предпринимателей. До конца прошлого года у нас действовал областной закон об административных правонарушениях, где, в частности, была предусмотрена ответственность за несоблюдение расписания пассажирским транспортом маршрутов движения. В рамках этого закона сотрудники городской администрации составляли на перевозчиков-нарушителей соответствующие протоколы проверок. И хотя штрафы были небольшие, но юридическая ответственность за такие нарушения все?таки была предусмотрена. В конце прошлого года в тот закон были внесены некоторые изменения и из документа были убраны статьи, касающиеся пассажирских перевозок, поскольку ответственность за такой вид нарушений предусмотрена федеральным законом — КоАП РФ. И теперь вместо городской администрации факт нарушения в сфере лицензионной деятельности фиксирует федеральная структура — Госдорнадзор. А по федеральному закону №?294 проверки частных предпринимателей осуществляются раз в три года по графику, согласованному с прокуратурой.
— Насколько, как вы выразились, противоправные действия малых предпринимателей подрывают экономический потенциал крупных перевозчиков, таких как ПАТП-1?
— Если бы условия проводимых конкурсов неукоснительно соблюдались, и проигравшие ушли с данных маршрутов, то нам без труда удалось бы сбалансировать автобусные маршруты. А пока этого нет, легальный рынок пассажирских перевозок теряет, по нашим подсчетам, до 35?% доходов от общего объема городских перевозок.
— Как сейчас обстоят дела у ПАТП?1? Придется ли предприятию отдать 30 новых автобусов поставщику или все?таки еще есть шанс их оставить в городе?
— Действительно, есть определенные судебные решения, лизинговая компания намеревается расторгнуть контракт и забрать автобусы у муниципального предприятия. Со стороны городской администрации принимаются исчерпывающие меры, чтобы эти автобусы остались у ПАТП-1. С получением кредитов не все, конечно, получается так, как бы нам этого хотелось. Но варианты выхода из этой непростой ситуации в действительности есть, мы готовы идти на компромисс с лизинговой компанией.
— Но зачем вообще было закупать ЛиАЗы, если вологодский завод «Транс-Альфа» тоже собирает неплохие автобусы под маркой «Олимп»? Глядишь, и скидка бы своим вышла, и местному предприятию доход.
— Дело в том, что вологодский производитель не выпускает сочлененные автобусы, так называемые «гармошки». А нам нужны именно такие — на замену сорока «Икарусов», которые выработали свой ресурс. За счет использования таких длинных автобусов — они в основном используются на наиболее загруженных маршрутах, таких как №?6 и №?16, — нам удается оптимизировать транспортные потоки.
— Существует ли на городском уровне программа по развитию пассажирских перевозок?
— Разумеется. В свое время в рамках этой программы нам удалось сделать более эффективную маршрутную сеть. И если прежде в Вологде было около ста автобусных маршрутов, то после оптимизации их осталось около сорока, причем без ущерба для пассажиров. В этой же проектной документации с учетом городской застройки предусмотрено дальнейшее развитие автобусной и троллейбусной маршрутных сетей. В частности, предполагается удлинение двух троллейбусных маршрутных линий. Одна из них пройдет до панкратовского кольца, где вскоре должен появиться микрорайон «Зеленый город». Вторая линия потянется до Станкозавода.
Архив