От идеи к воплощению
Автор: Екатерина Олейникова 13 января 2021 г.
Современный мир предлагает массу инструментов, которые делают путь становления успешной и реализованной личности более комфортным. Один из них — федеральная программа «Популяризация предпринимательства». Во главе угла здесь стоит задача не разбудить у людей желание заработать деньги любой ценой, а привить умение ставить цели и добиваться их достижения. О том, как программа осуществляется в Вологодской области, нам рассказала ее руководитель Екатерина ПЕТУХОВА.
Сегодня — школьники, завтра — успешные предприниматели
— Программа рассчитана, в частности, на совсем юную аудиторию. В каком формате проходит обучение, что оно дает ребятам?
— В этом году часть мероприятий по понятным причинам была перенесена в онлайн. Мы провели ряд открытых уроков с действующими предпринимателями, на которых те рассказали о том, чем занимаются, как выстраивается их рабочий день. Формат оказался удобным: дети на местах могли в удобное время смотреть и слушать, впитывать новые знания.
В рамках этого же мероприятия мы организовали три очные встречи. Школьники посетили несколько компаний, где своими глазами смогли увидеть весь рабочий процесс.
Проект помог понять ребятам, что такое быть предпринимателем, как здорово работать на себя и как важно создавать новые рабочие места.
Для тех, кто по-настоящему интересуется этой темой, у нас недавно стартовал обучающий курс по основам предпринимательства «PROБизнес». В онлайн-формате ребята изучают основы ведения бизнеса. Федеральные эксперты делятся опытом и знаниями, дают домашние задания. В рамках проекта есть менторские сессии, когда участники могут получить помощь наставника. Итогом этой работы станет индивидуальный бизнес-проект.
— А что сейчас интересно школьникам? Какие бизнес-идеи они озвучивают?
— Интересы самые разные. Это показал областной конкурс «Юный предприниматель», который проходил в октябре-ноябре. Мы получили 62 заявки, из которых в финал вышли 20 проектов. Активное участие в конкурсе приняли районы и показали хороший уровень подготовки.
Вообще, для подростков это важный опыт: они учатся структурировать свои идеи, грамотно излагать, уверенно презентовать перед строгими экспертами. Кроме того, это учит критично оценивать свою работу. Одно дело — фонтанировать идеями, другое — положить их на бумагу, обосновать. Тут-то и видишь все слабые места и недоработки.
Если говорить об интересах подростков, они вполне практичные. Например, участник из Сямженского района со своим другом собирает чагу и сдает ее на переработку. Были хорошие идеи в сфере информационных технологий, общепита. Ребята понимают, что сейчас актуально, поэтому предлагают разработку хороших мобильных приложений, открытие тематических кофеен и так далее.
— Ребята, имеющие серьезные идеи в подростковом возрасте, вызывают уважение. А что делать, если идей нет, но очень хочется заниматься бизнесом в будущем?
— Мы проводим мероприятия, которые, в частности, направлены и на генерирование новых идей. Летом у нас была деловая игра по предпринимательству, которая проходила как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Еще была информационно-образовательная смена в лагере «Лесная сказка». Наши специалисты проводили трехдневный образовательный курс, в рамках которого ребята продумывали и защищали свои проекты. Те, кто имел идею, поняли, как ее развить и реализовать. А те, кто ее не имел, поняли, как придумать, где взять основу и вдохновение.
Бизнес с нуля
— К мысли о создании бизнеса люди все же приходят в осознанном возрасте. К этому времени появляются не только идеи, но и жизненный опыт, возможности. Как проект «Популяризация предпринимательства» может помочь таким людям?
— Осенью у нас проходил один из самых крупных проектов — конкурс «Вкус бизнеса». В нем были задействованы федеральные эксперты, которые провели несколько сессий с участниками. На них приходили и те, у кого уже есть какая-то бизнес-идея, и те, у кого ее не было, но они могли ее придумать в процессе. Все свои задумки участники тщательно просчитывали. Прописывали каждую деталь с наставниками. Из трех десятков жюри отобрало шесть наиболее перспективных проектов, все они сейчас успешно реализуются.
Здесь были самые разные категории людей: студенты, мамы в декретном отпуске, работающие вологжане, уже действующие предприниматели, даже пенсионеры.
— Какова тематика этих бизнес-проектов?
— Темы всегда самые разные, и это замечательно, что жители нашего региона интересуются разными направлениями. Среди победителей были женский курс по психологии, производство сухофруктов, эфирных масел, создание веганских десертов, запуск придорожного кафе, курсы по граффити, крытая автошкола (у нас в Вологде такой нет), бренд лимитированной одежды...
— Вы сказали, что в мероприятии участвовали даже действующие бизнесмены. А зачем им это?
— Во-первых, когда начинаешь свой первый бизнес, из-за отсутствия опыта можно упустить множество важных мелочей. Наши эксперты — опытные бизнесмены, они точно знают слабые места и могут дать полезный совет. Таким образом, у нас часто находят наставников, которым нравится идея конкурсанта и они готовы помочь — как советами, так и связями или даже финансами.
Во-вторых, это хорошая точка для нетворкинга. Когда ты находишься в кругу единомышленников, в особой атмосфере, взгляд на многие вещи меняется.
В-третьих, работа с экспертами помогает понять, как масштабировать бизнес, как найти новые пути решения проблем, выяснить, в том ли направлении ты вообще двигаешься.
— Нетворкинг — важная составляющая успеха, когда человек погружается в среду единомышленников.
— Безусловно. Например, мы провели серию «Бизнес-встреч», каждая была тематической и помогала решить определенные задачи в бизнесе: выбор ниши, мотивация сотрудников и так далее. Среди выступавших — председатель регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Алексей Логанцов, член правления областного «Клуба деловых людей» Ольга Баландина, представитель Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области Константин Задумкин и другие опытные эксперты.
Кроме того, мы ежегодно проводим региональный этап конкурса «Молодой предприниматель». В нем участвуют те, кто уже запустил свой бизнес. На заочном этапе конкурсанты присылают свои кейсы, а жюри оценивает их по определенным критериям: финансовые показатели, успешное управление командой и так далее. В этом году получили много заявок — 52. Всего было восемь номинаций: торговля, интернет-предпринимательство, социальное предпринимательство, франчайзинг, сфера услуг, производство, сельское хозяйство, инновационное предпринимательство и Гран-при. В итоге на федеральный этап конкурса мы отправили 10 заявок, и все они успешно прошли предварительный заочный отбор.
— Как много участников ваших мероприятий действительно становятся предпринимателями?
— Кто-то использует эти знания для работы в качестве сотрудника, делает карьеру в крупной фирме. А вот в реальное предпринимательство уходят около 30%. Среди наших «выпускников» Ирина Лапина (ателье и курсы кройки и шитья Irris), Дмитрий Олегин (Ассоциация пчеловодов Вологодской области), Александр Логинов (кофейня «Все свои», бар «Виновен»), Александр Коновалов (сеть магазинов электроники «Айленд» и X-Store), Денис Баушев (группа компаний «Масштабатор»). Теперь уже у них есть чему поучиться!
Другие материалы
Президент заявил о возможности смягчения ограничений по коронавирусу
Выздоровевших становится больше, чем заболевших.
В России стартовала массовая вакцинация от коронавируса
Первыми стали прививать жителей Колымы.
В России ввели повышенную ставку НДФЛ. Кто будет платить больше?
НДФЛ вырастет с 13 до 15%.
Другие материалы
Президент заявил о возможности смягчения ограничений по коронавирусу
Выздоровевших становится больше, чем заболевших.
В России стартовала массовая вакцинация от коронавируса
Первыми стали прививать жителей Колымы.
В России ввели повышенную ставку НДФЛ. Кто будет платить больше?
НДФЛ вырастет с 13 до 15%.
Архив