Инвестиционные метаморфозы
То далекое время было непростым для россиян. Пустой бюджет, брошенная предприятиями соцсфера, бартер, безработица, многомесячные задержки зарплаты…
Чтобы хоть как-то пополнить бюджет, чиновники областной администрации решили привлечь на Вологодчину иностранный капитал. Заманчивых предложений было множество — инвесторов в то время интересовала недвижимость и лес, благо соотношение доллара к рублю, как и сегодня, было не в пользу последнего. Однако власти к заезжим инвесторам относились опасливо, предпочитали искать их на международных выставках.
Там-то и проявился бизнесмен Деклан Генли (Declan James Ganley) — ирландец, сколотивший в свои 24 года недурной капиталец в Англии. Кроме того, он имел, с его же слов, доступ к деньгам Балтийского венчурного фонда, который был учрежден США. Это обстоятельство вызвало живейший интерес тогдашнего главы администрации Николая Подгорнова, который взялся оказывать зарубежному партнеру всяческую протекцию в приобретении акций некоторых вологодских предприятий.
А тут летчики гарнизона Северного флота остались не у дел и на голодном пайке по причине отсутствия регулярных полетов на Кубу. Чтобы прокормить свои семьи, военным пришла в голову мысль создать на базе аэродрома в Кипелово международный аэропорт. Предпосылки к осуществлению проекта были налицо: есть грузовые самолеты, прекрасная взлетно-посадочная полоса, летный состав, готовый к дальним рейсам.
Своими соображениями летчики поделились с известным в то время вологодским предпринимателем Михаилом Суровым, который на лету подхватывал различные идеи, чтобы извлечь из них деньги (и зачастую ему это удавалось).
Вместе с группой товарищей коммерсант сделался акционером новоявленного общества АО «Кипелово». На грузовых самолетах было желание транспортировать в Америку «кругляк», пиломатериалы, металл, дары леса, а оттуда везти ширпотреб и продукты питания, например, сахарный песок, который был в то время в дефиците. Так оно быстрее и безопаснее, чем другими видами транспорта.
Суров понимал, что создавать столь масштабный проект — дело куда более сложное, нежели торговать клюквой с зарубежными странами. Дело оставалось, что называется, за малым — получить «добро» от руководства Северного флота на аренду самолетов и инфраструктуры аэропорта, добиться разрешения от государства на международные полеты и найти инвесторов.
Здесь требовалась политическая поддержка в лице областной власти, от лица которой бы и велись переговоры. Вскоре в АО «Кипелово» появился новый акционер в лице областного комитета по управлению имуществом. А спустя некоторое время в реестре акционеров АО «Кипелово» Михаил Суров уже не значился — по причине одиозности. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы в дальнейшем не возникло проблем с согласованием проекта.
Когда встал вопрос об инвесторах, вспомнили о Деклане Генли, его связях с американским капиталом. Бизнесмен договорился о встрече с влиятельными людьми. В состав американской делегации вошли такие известные люди, как, например, бывший советник администрации Рейгана по экономическим вопросам Дон де Марино и заведующий сетью банков Ротшильда Майкл Бекк. Им показали военную авиабазу, технику, склады. От увиденных достижений военного арсенала потенциальные инвесторы были в восторге. Затем, как полагается, были дружеские рукопожатия, банкеты и обещания дружбы на веки вечные. На радостях Дон де Марино заявил, что готов рассматривать возможность вложения в инвестиционный проект как минимум 42—25 млн долларов…
Каких только странных проектов в то время не затевалось. Вспоминается случай, как областные чиновники, пытаясь угодить заезжему иностранцу, предложили тому приобрести акции компании «Вологдалестоппром».
Напомним, эта некогда государственная организация в то время была монополи- стом по поставке в регион различного вида топлива. В перспективе Генли Деклан рассчитывал с выгодой для себя продать акции на зарубежном рынке. Но просчитался, поскольку полагал, что вскоре ему удастся выкупить весь пакет акционерного общества.
Виктор Грачев, бывший начальник областного Департамента лесного комплекса, а в то время — директор «Вологдалестоппрома», с улыбкой вспоминает наивного иностранца, полагающего, что ему достанется контрольный пакет стратегического для региона предприятия.
В том же 1994 году Николай Подгорнов со товарищи прибыл в Америку, где имел беседу с сильными мира сего — американскими миллиардерами, которым презентовали дорогостоящий авиапроект.
Разговор получился, говоря мягко, не очень-то обнадеживающий. Американцы требовали от Подгорного остановить войну в Чечне, а уж потом Вологодская область могла рассчитывать на инвестиции. Наша делегация пыталась объяснить, что никаких боевых действий в регионе нет. Но американские толстосумы настаивали на своем.
После встречи делились мнением с переводчиком о визитерах: «Славные ребята, эти русские. Удивляет лишь то, что они на переговоры пришли в грязных ботинках. Неужели люди такого уровня передвигаются пешком?» Когда эта информация стала достоянием гласности, то в здании областной администрации в срочном порядке появился аппарат для чистки обуви. Так что поездку нашей делегации в Америку нельзя назвать безрезультатной.
Мечты о создании международного аэропорта в одночасье рухнули после проведения независимой иностранной экспертизы бизнес-проекта, которую оплатил из своего кармана Деклан Генли. Та показала, что вложение денег в такой проект, скорее всего, принесет одни убытки.
Но это была официальная версия. На самом деле проект создания международного аэропорта не получил одобрения у вышестоящего начальства. В кратком и лаконичном ответе военного ведомства было написано следующее: «Считаем нецелесообразным размещение на территории военной базы международного аэропорта с участием иностранного капитала».
У опечаленного Деклана оставалась одна надежда — лесозаготовка. Под создание международного аэропорта были выделены весомые лесные ресурсы — делянки, чтобы было чего возить в Америку. Поэтому Генли, возглавивший лесозаготовительный бизнес АО «Кипелово», решил развивать самостоятельно это перспективное направление.
Наблюдатели понимали, что тот больше расположен к торговле ценными бумагами и презентациям, чем к реальному лесному делу. Вскоре он уступил акции из проекта «Кипелово» небезызвестному Борису Иордану, которого боготворили федеральные чиновники.
Первым делом Иордан незамедлительно сменил юридические координаты и зарегистрировал новое акционерное общество под названием «Кипелово Форестри Энтерпрайзис». Вторым шагом — отлучил от бизнеса Деклана Генли, окрестив неэффективным менеджером. Замена иностранцу нашлась быстро — руководителем проекта был назначен Игорь Горский, топ- менеджер иордановской компании «Спутник».
Поняв, что ловить в Вологодских краях больше нечего, Генли отбыл то ли в Ирландию, то ли в Англию. Перед отъездом прощаться с ним никто не пришел. С грустным сердцем ирландский коммерсант покидал Вологду. Он так и не мог понять, что стал жертвой собственных иллюзий, а не виртуозных чиновников, как он полагал.
Не прошло и двадцати лет, как в Вологодской области все-таки появился международный аэропорт. Правда, вдали от областного центра — в Череповце. Первый рейс был осуществлен в июле 2013 года.
А не так давно стало известно, что неутомимый ирландец сделался не только мультимиллионером, но и крупным политиком, лидером политической партии Libertas, которая «существует, чтобы создавать новый, демократический и открытый Европейский Союз». У Деклана много сторонников в Европе, но хватает и противников среди евробюрократов. Возможно, ему и невдомек, что зерно мечты, брошенное двадцать лет назад в вологодскую землю, обернулось солидным урожаем для преемников проекта.
Сегодня ОАО «ЛПК «Кипелово» является мощным вертикально-интегрированным холдингом, управляет которым московское ООО «Лесинвест». И если бы его владельцы узнали, откуда у названия предприятия «растут ноги», то немало бы удивились инвестиционным метаморфозам.
Оставить комментарий: