Из леса в массы
В мае было объявлено о том, что производством иван-чая в Вологодской области займётся российская компания «Май Фудс», известная по бренду «Майский». По экспертным оценкам, это приведёт к росту производства иван-чая в регионе в несколько раз. С одной стороны, в этом кроются очевидные плюсы для заготовителей. Но с другой - выдержат ли присутствие столь крупного игрока местные предприниматели, которые уже работают в этой сфере?
Акценты в объемах заготовки продуктов леса исторически менялись. К примеру, производство иван-чая в дореволюционной России было одной из важных экспорториентированных отраслей. В СССР акцент сместился на ягоды. В первую очередь они были нужны не для перепродажи или консервирования, а для производства алкоголя.
«В советский период были очень популярные настойки, наливки, и сладкие, и горькие, в том числе и на основе ягод. В постсоветский период объёмы производства и потребления подобной продукции сильно упали», — говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. По его словам, свою роль сыграли и отток населения с сельских территорий, и переориентация производителей на химические компоненты.
В Вологодской области через диверсификацию заготовки даров леса прошёл областной союз потребительских обществ. Раньше в его структуре работали два ЛВЗ — в Тотьме и Кириллове. Ягоды облпотребсоюз закупал у населения самостоятельно. «Это были и чёрная смородина, и черноплодная рябина, и простая рябина, объёмы были огромными», — объясняет председатель союза Инна Репина. Оба производства прекратили производство алкоголя после вступления России в ВТО в 2012 году. Сейчас переработчики ягод в первую очередь ориентируются на производство натуральной замороженной продукции.
Тем не менее облпотребсоюз по-прежнему занимается заготовкой дикоросов. «Раньше закупалось сушеное сырье, оно сдавалось на переработку на предприятия фармацевтической промышленности. Сейчас преимущественно идет заготовка сырого сырья в интересах частных предприятий, которые самостоятельно его перерабатывают», — констатирует Инна Александровна.
Параллельно в последние годы в Вологодской области возник миф о том, что наш регион чуть ли не столица заготовки ягод. Отчасти это правда, а отчасти — нет. «По различным нормам качества ягода из Вологодской области ценится своей чистотой и отсутствием радиоактивного фона. Крупные покупатели на это обращают особое внимание. Но, к примеру, в Карелии данное направление бизнеса также распространено, есть несколько крупных предприятий», — подчеркивает генеральный директор вытегорского ООО «ВА Экопродукт» Антон Климов.
Доля иван-чая в структуре заготовки дикоросов начала увеличиваться несколько лет назад. Впервые этот продукт прогремел на всю страну, когда в 2015 году вологодский бизнесмен Александр Хлынов на одной из выставок подарил мешочек с иван-чаем премьер-министру Дмитрию Медведеву. После этого начался настоящий бум: за три года иван-чай разных производителей освоил почти все кафе и кофейни Вологды и сделал серьёзные шаги по продвижению в обеих российских столицах.
«Сейчас все понимают, что это направление очень перспективно, — говорит предприниматель Иван Маслов. — В Вологодскую область уже зашёл крупный производитель — «Майский чай». Это очень важный показатель. Несколько лет люди работали на голом энтузиазме, понимая ценность этого проекта. Популярность среди людей — это результат этой работы».
Объёмы производства иван-чая в Вологодской области, по разным оценкам, находятся в пределах 300 тонн в год. Производством товара занимается примерно 30 предпринимателей. Фабрика, которую «Май Фудс» собирается построить в Междуреченском районе, рассчитана на тысячу тонн ежегодно. Впрочем, хотя бы приблизительное представление о реальных объёмах производства можно будет составить, только когда все ранее анонсированные проекты будут запущены.
Ещё один дикорос, который пока не занял прочного места на рынке, — это чага. Свойства этого гриба, растущего на деревьях, были известны нашим предкам испокон веков. Однако если на селе о них помнят, то в города культура потребления напитков из чаги ещё не пришла. Единственная стабильная сфера применения чаги — это медицина. Из неё производят болеутоляющий препарат «Бефунгин». Кроме этого, в странах Азии пытаются получить из чаги противоопухолевые лекарства.
«По положительным свойствам напиток из чаги похож на кофе, но у него нет его отрицательных свойств, — подтверждает предприниматель Юлия Балашова, руководитель проекта «Бизнес на экспорт». — За рубежом, особенно в Китае, Корее и Вьетнаме, чага очень востребована, в то время как на российском рынке произошёл обвал заготовки и продаж. Поэтому в Азии начали выращивать чагу в искусственных условиях. С развитием медицины потребность в чаге сильно выросла. Выяснилось, что искусственно выращенная чага почти не обладает теми свойствами, которые есть у чаги, выращенной в естественных условиях».
В 2014-2015 годах произошла переориентация азиатских производств на чагу, растущую в естественных природных условиях. Проще говоря, переработчики начали закупать ее в России в буквальном смысле железнодорожными контейнерами. «В нашей стране рынок чаги как напитка ещё не сформирован, — констатирует Юлия Балашова. — Продукт должен быть представлен обществу, чтобы закрепиться в массовом сознании. Но нужно помнить, что запасы чаги в природе ограничены, поэтому она не может быть массовым продуктом, и к ней должно быть соответствующее отношение».
Приход крупных производителей в сегмент «дикоросов» одновременно и радует, и настораживает. Их переработкой до сих пор занимался малый бизнес и потребкооперация. Конкурировать со «старшим товарищем» за сырье и рынки сбыта будет непросто, уверены бизнесмены. Поэтому многие ждут помощи от областной власти.
«На мой взгляд, нужно создавать кластер дикоросов, — уверен Иван Маслов. — Это и рабочие места, и налоги, и репутация области. Местные игроки не должны зависеть только от одного производителя. Это повлияет и на развитие внутреннего и внешнего туризма, и на развитие экспорта. Я считаю, что это «фишка» региона, и её нужно закреплять за нашей областью».
Более оптимистичен предприниматель Дмитрий Вязников. Он уверен, что рынок перспективен сам по себе, и место на нём найдётся для любого производителя: «Зайти на любой рынок никогда не поздно. Главное, выработать стратегию и инвестиционную политику. Люди начинают тщательнее следить и за своим здоровьем, и за качеством продуктов питания, поэтому с вологодскими продуктами стало проще работать на рынке Петербурга. В частности, иван-чай своего покупателя находит».
По мнению депутата Законодательного Собрания области Антона Холодова, без господдержки нынешние производители дикоросов могут попросту прекратить существование. «Как вариант решения я бы предложил поддержку в виде отнесения сбора и заготовки дикорастущих растений к сельскохозяйственной деятельности, — говорит парламентарий. — Тогда у предпринимателей появится возможность получить льготы и необходимую поддержку. Решение о создании отдельного кластера в этом сегменте сельхозпроизводителей и привлечение внимания со стороны государства вполне назрело».
«Крупный производитель — это, безусловно, плюс для развития отрасли, — говорит председатель вологодского отделения организации «ОПОРА РОССИИ» Алексей Логанцов. — Но нужно помнить о том, что основой отрасли переработки всех дикоросов, и иван-чая в том числе, всегда был малый бизнес. Поэтому я считаю, что необходимо разработать комплекс мер по его поддержке в аспекте переработки продуктов леса. Это не только развитие экономики, это сохранение и создание рабочих мест на селе, это вопрос социально-экономической стабильности в районах нашей области».
Оставить комментарий: