Изменившая судьбу
В начале двухтысячных редактор областной газеты, где я в то время работал, предложил съездить в Никольск: «Съезди, проветрись, хватит кабинетную пыль глотать». Приехав, по обыкновению заглянул к коллегам из местной газеты. «Какие, интересуюсь, новости в районе происходят?».
«Да ничего интересного у нас нет, разве, что в музее, тут неподалеку, выставка народных промыслов открылась, остальное – текучка», – уныло ответили коллеги. По профессиональной привычке я стал листать подшивку местной газеты. И на первой же странице наткнулся на необычную информацию. Это было открытое письмо священника Сергея Колчеева к начальнику областного УВД: «В ночь на 23 августа 2002 года из собора был похищен чудотворный образ Казанской Божией Матери, известной больше как Дуниловская икона. Пропажу святыни каждый христианин, прежде всего, связывает со своим личным греховным состоянием души, воспринимая это событие так, словно сама Пречистая покинула нас… Потрясают равнодушие и цинизм тех людей, для которых святыни ничего не значат, если не являются предметом купли-продажи. Церковь знает, что ждет этих слуг дьявола, что им уготовано. Невозможно передать словами горе жителей Дунилова».
О том, что кражи икон стали явлением, можно сказать, обыденным мне было известно еще с начала восьмидесятых, когда в Вологде прогремело так называемое дело иконников. Именно в то время сотрудниками правоохранительн
Земля грешников
Чтобы узнать подробнее о том, что же это за икона такая, я решил разыскать отца Сергия. Настолько задело меня его письмо. Однако храм оказался на замке. «Дык, службы нету – потому и замок. Отец Сергий захворал. Когда будет – неизвестно», – скороговоркой ответил мне человек с метлой, поправляя видавшую виды кепку.
Ладно, думаю, раз заболел, в следующий раз с ним встречусь. Но встреча с отцом Сергием так и не состоялась – священник умер. Когда вновь приехал в Никольск, об этом мне поведала прихожанка все того же храма: «Как украли у нас чудотворную икону, церковная жизнь в Дунилове пошла под уклон. А в Никольск на службу особо не наездишься – автобус ходит дважды в неделю, не глядит на церковные праздники… Отец Сергий потерю иконы душевно сильно принял». По версии, которую изложила та прихожанка, краденную икону продали за 20 тыс. долл. одному влиятельному человеку. И местные жители полны решимости начать сбор средств для выкупа ее из «плена».
Эта информация меня еще больше заинтриговала. «Да что же это за икона такая, раз ее пропажа стала чуть ли не национальной трагедией?!», - размышлял я в автобусе, возвращаясь домой… Моя бабушка была человеком верующим. В советский период это считалось делом неправильным и даже опасным, особенно в семьях партийных граждан. А потому молельный уголок бабушке отвели в тесной кладовке. Там на самодельной полке под шляпы, за занавеской она прятала несколько икон и Библию на непонятном для меня языке. Вместо прогоревшей лампадки бабушке выдали спиртовку, которую заправили маслом. Спиртовка зажигалась плохо и постоянно чадила. А однажды она стала источником небольшого пожара. Вначале загорелись пальто, а потом пламя перекинулась на иконы, которые сильно пострадали. И только одна икона, находившаяся в центре пожара, не только не обуглилась, но даже не закоптилась. Будучи школьником, я не мог дать научное объяснение этому феномену.
Каково же было мое удивление, когда в областной библиотеке отыскалась книга В.К. Лебедева «Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божьей матери и о Дуниловской Богородицкой пустыни», датируемая 1899 годом. Как выяснилось, чтобы признать ту или иную икону чудотворной высшая церковная власть засылала в далекие края своих людей, которые собирали доказательства о необычных явлениях, связанных с этой иконой. Таким человеком и был автор книги.
Приведу лишь несколько примеров из той книги. Однажды в Никольске загорелся жилой дом. Дул сильный ветер, из-за этого город с его плотной деревянной застройкой мог выгореть, что называется, до тла. Местные жители принесли из собора чудотворную икону и совершили молебен. Ветер внезапно стих, а горевший дом ввалился бревнами внутрь, что вообще нереально. Далее. Весной 1859 года в Никольском уезде установилась необычно жаркая погода. Дождей не было. Посевы начали сохнуть. Нависла угроза голода. Дождь хлынул после того, как на поле была принесена Дуниловская икона и прочитан водосвятой молебен. Долгие годы икона и молитва охраняли никольчан от напастей, спасая необъяснимым образом людей от черной оспы, скот – от сибирской язвы, посевы – от вредителей.
Чудны дела твои
Временем обретения иконы Божьей матери считается 1677 год. Местом – берег речки Дуниловки. «В праздник апостолов Петра и Павла икону в ореоле света над прибрежным ворохом сучьев, прибитых течением к берегу, обрел рыбачивший близ того места Диомид Крохалевский, государев крестьянин, приписной к Кичменгскому Городку. Диомид помесил икону в нишу, высеченную им в стволе дерева, а вскоре на том месте с сыновьями поставил часовню», – пишет Лебедев. В другом источнике говорится о том, что рыбак увидел икону, парящую над землей. Находку он принес домой. И почти сразу в Кич.-Городке начались чудеса – больные люди начали исцеляться. В итоге, дом стал местом паломничества, что причиняло бытовые неудобства его семье и соседям. И тогда Диомид с семьей перебрался практически на то самое место, где он нашел чудотворную икону. Там он и возвел часовню. Днем и ночью к иконе тянулись богомольцы. После смерти Диомида икону в течении двадцати лет «охранял» его сын Никита.
Место, где находилось та часовня, было низким, затопляемым, а потому существовала угроза утраты святыни. В целях безопасности было решено построить на противоположном высоком берегу церковь. В связи с тем, что инициаторы строительства не могли прийти к единому мнению о месте расположения культового сооружения, было решено прибегнуть к испытанному на Руси методу решению споров: из лука была пущена стрела, куда она упала, там церковь и построили. Основанная здесь же в 1722 году мужская обитель положила начало Дуниловской Богородичной пустыни, которая просуществовала до 1764 года. «Настоятельство было строительским. Монахов мало. Чудотворная икона не была известной, паломники не посещали Дунилово. Обитель была бедна», - сообщают церковные источники. На основании этого заключения было решено обитель упразднить, а икону перенести в Сретенский собор Никольска. В то время, говоря современным языком, финансирование обители осуществлялось из нескольких источников. Во-первых, у братии имелось свое подсобное хозяйство. Во-вторых, в их распоряжении были пожертвования прихожан и паломников. В-третьих, помощь в случае надобности оказывала вышестоящая структура. Слабо верится, что Дуниловская икона не была известной. Есть мнение, что именно популярность чудотворной иконы и послужила мотивом для упразднения обители, которой было отказано в финансировании «сверху».
Возращение к истокам
«В течение полувека прихожане Дуниловской церкви безуспешно пытались вернуть икону на прежнее место. Однако тому воспротивилось местное духовенство», - утверждает источник. Как бы то ни было, но спустя некоторое время компромисс все-таки был найден. В период особо значимых религиозных праздников чудотворную икону всем миром несли тринадцать верст на особых носилках из Сретенского собора в Казанскую церковь, что в Дунилове. По свидетельству очевидцев, участие в молебне принимали до тысячи человек. Только после революции, в двадцатые годы чудотворная икона вернулась в Дунилов.
А потом начались гонения на церковных служителей, взрывались церкви, а из храмов забирались иконы и церковная утварь. Пришли и за Дуниловской иконой. Когда ее доставали из киота, та, выскользнув из рук безбожников, упала в щель между стеной и полом. Тогда члены комиссии по изъятию церковных ценностей решили прийти на следующий день с инструментами, чтобы вскрыть пол и достать икону. Но когда пол вскрыли, искомого предмета уже не было. Оказалось, что икону в тот же день достала маленькая девочка, рука которой пролезла в щель. В течение долгих лет дуниловцы прятали икону. И вот в 1990 году с созданием в Дунилове общины и передачи той каменной церкви чудотворная икона обрела постоянное место. С 1992 года с назначением на должность иерея Сергия Колчеева возобновились, как в старые времена, крестные ходы с Дуниловской иконой.
Оставить комментарий: