Налоговый контроль
Юридические лица и предприниматели в процессе осуществления своей деятельности регулярно подвергаются различным проверкам, в том числе налоговым. Как правило, ни одна подобная проверка не обходится без выявления нарушений, начисления штрафов, пеней, доначисления соответствующих налогов. Однако решение налогового органа, принятое по итогам проведенной проверки, может быть обжаловано налогоплательщиком.
Возражения могут быть связаны как с доначислениями налоговых платежей, так и с нарушением сотрудниками инспекции процедуры проведения проверки.
Напомним, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ, за исключением проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
Проведение выездной налоговой проверки регламентируется статьей 89 НК РФ, а также соответствующими разъяснениями Федеральной налоговой службы, внутренними инструкциями и т.д.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Внесение изменений и дополнений в ранее принятое решение о проведении выездной налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.
Принятое решение о проведении проверки вручается налогоплательщику, либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в учредительных документах проверяемого лица.
Проверка проводится на территории налогоплательщика. Основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц) является предъявление вместе со служебными удостоверениями решения о проведении выездной налоговой проверки организации.
Вместе с тем, допускается проведение проверки на территории налогового органа по заявлению налогоплательщика, если у проверяемой организации отсутствует возможность выделить специальное помещение.
Проверяемый период не может превышать трех лет, за исключением случаев, когда налогоплательщиком представлена уточенная налоговая декларация за соответствующий период.
Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на местах на необходимость получения письменных пояснений от налогоплательщика по каждому нарушению до составления акта проверки с целью выявления позиции проверяемого лица и во избежание предъявления недостаточно обоснованных претензий.
Обжалование решения налогового органа – процедура длительная, однако является эффективным инструментом защиты прав налогоплательщика.
Важно знать, что налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
Проверка проводится в течение двух месяцев с возможностью продления до шести месяцев в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ).
В последний день проверки составляется справка по итогам проведенной проверки, которая вручается уполномоченному лицу проверяемой организации. В течение трех месяцев с даты составления справки составляется акт проверки, он должен быть вручен представителю налогоплательщика в течение пяти дней. Налогоплательщик вправе представить свои возражения на акт в течение одного месяца со дня его получения.
Руководитель налогового органа извещает проверяемую организацию о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Решение по итогам проведенной проверки выносится в порядке ст. 101 НК РФ, вручается налогоплательщику в течение пяти дней. В случае направления по почте днем получения считается шестой день с даты направления. Решение вступает в силу в течение месяца со дня получения налогоплательщиком.
Несоблюдение должностными лицами налогового органа требований НК РФ, а также нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом.
При несогласии с вынесенным решением организация обращается в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой в течение месяца с даты его получения. Данный этап является обязательным условием досудебного урегулирования спора!
Налогоплательщик вправе обратиться с заявлением в суд о признании недействительным решения налогового органа в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Обжалование решения налогового органа в судебном порядке – процедура длительная, однако является достаточно эффективным инструментом защиты прав налогоплательщика.
Автор – директор юридической фирмы «Шалаевский и партнеры», третейский судья Северо-Западного арбитражного суда, представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области.
Фото: из архива «Бизнес и Власть»Обжалование решения налогового органа – процедура длительная, однако является эффективным инструментом защиты прав налогоплательщика.
Оставить комментарий: