Неизменный в своем непостоянстве
Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является «живым», т.к. подлежит постоянным изменениям. За три года его существования в него было внесено более 30 поправок, вступило в действие около 60 подзаконных нормативно-правовых актов.
Слишком частое изменение законодательства лишает заказчиков и поставщиков прочной основы для своей деятельности. Чтобы не допустить досадных ошибок в сфере закупок, и те и другие должны постоянно следить за этой подвижной правовой базой. О том, какие изменения произошли в ФЗ №44 на сегодняшний день, мы беседуем с заместителем руководителя Вологодского УФАС России Сергеем Осиповым.
- Сергей Владимирович, что же нового принес 2017 год для Закона о контрактной системе?
- Изменений в этом году произошло достаточно. В частности, стал обязательным профессиональный стандарт для контрактного управляющего. Если до конца 2016 года работником контрактной службы или контрактным управляющим мог быть человек, имеющий дополнительное образование по ФЗ № 94 «О размещении заказов», то с 1 января 2017 года работники соответствующих служб должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Также изменения коснулись и требований к участникам закупок – дополнительноустанавливается требование об отсутствии у данных лиц судимости за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве (ст. 289–291.1 УК РФ).
Кроме того, законодательством вводится новое требование об участии в закупке только юридических лиц, ранее не привлекавшихся к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
- С 2017 года законодателем введено понятие «каталог товаров работ и услуг для заказчиков». С какой целью создается этот каталог?
- Каталог является подсистемой единой информационной системы, хорошо знакомой каждому заказчику и участнику закупок, и представляет собой систематизированный перечень товаров, работ, услуг на основе общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), гармонизированного с международными системами классификации.
С 2017 года на заказчика возлагается обязанность указывать наименование объекта закупки в соответствии с данным каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Нормативный акт принят, теперь необходимо отрегулировать и настроить единую информационную систему. По этим правилам с 1 марта уже вносятся критерии закупок лекарств, для всех остальных видов товаров, работу и услуг каталог заработает с 1 октября 2017 года. Планируется, что создание данного каталога снизит издержки заказчиков, поскольку появятся стандартные описания объектов закупки. Все это позволит исключить сокрытие заказчиками информации о торгах путем «запутанных» и нестандартных наименований закупаемых объектов и закупки предметов роскоши.
Поставщикам данный каталог поможет сориентироваться в определении закупок, в которых они планируют принять участие. Кроме того, каталог облегчит поиск торгов, повысит прозрачность осуществляемых закупок.
Но насколько успешным и экономически оправданным будет данное нововведение, покажет практика.
- Существует ли какой-либо контроль общественности за государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении ими закупочной деятельности?
- Да, с 2017 года устанавливается необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок. Общественное обсуждение является одной из мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральные заказчики должны проводить общественное обсуждение закупок, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. Заказчики субъектов и муниципалитетов проводят общественное обсуждение закупок в соответствии с их нормативно-правовыми актами от 10 млн руб. и выше. Исключением является закупки, осуществляемые с применением закрытых способов определения поставщиков; закупки в рамках государственного оборонного заказа; закупки, осуществляющиеся путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона запроса предложений, а также путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 102 Закона о контрактной системе осуществлять общественный контроль, в частности, принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, а также любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами. Например, они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, проводить мониторинг закупок и оценивать эффективность закупок, инициировать контрольные мероприятия и т.д.
- Каким образом с этого года будут осуществлять закупки государственные и муниципальные унитарные предприятия?
- Положения ФЗ № 223 давали унитарным предприятиям слишком много свободы. Многие МУПы и ГУПы не раз были уличены в использовании таких систем закупок, которые фактически приводили к сотрудничеству только с одним поставщиком. Такая возможность открывала огромное поле деятельности для коррупционеров, а обратной стороной проблемы становилось отсутствие добросовестной конкуренции на рынке.
В связи с переходом в этом году унитарных предприятий на закупки по ФЗ № 44 ихзакупочная деятельность станет более прозрачной, а открытые электронные торги исключат факты приобретения товаров, работ и услуг у одних и тех же поставщиков. Ожидается, что всё это позволит властям осуществлять качественный мониторинг процесса закупок, регулировать условия сделок и, при необходимости, устанавливать ограничения, к примеру, в отношении продукции зарубежного производства. Итогами введения новых требований законодательства должны стать жёсткий контроль и открытая конкуренция в сфере закупок.
Требование перейти на закупки по ФЗ № 44 не коснулось лишь отдельных федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило правительство РФ.
- Какие еще изменения в ближайшей перспективе затронут систему государственных и муниципальных закупок?
- В настоящее время широко обсуждается вопрос о введении госпошлины при подаче жалобы на процедуру торгов.
Сейчас жалобу может подать любое лицо: физическое, юридическое, индивидуальный предприниматель, общественная организация. Участники закупок, общественные объединения и объединения юридических лиц вправе «бесплатно» подать жалобу при нарушении их прав и законных интересов во время проведения государственных торгов. По мнению разработчиков проекта, целью подачи жалобы часто бывает затягивание процедуры закупки и сроков заключения контракта, а также срыв закупки. Общероссийская практика показывает, что растет количество так называемых «профессиональных жалобщиков», которые преследуют исключительно цели получения незаконной выгоды. При этом они фактически не участвуют в закупках, то есть изначально не подают заявки. Такие жалобы могут носить в том числе «заказной» характер: в ряде случаев соответствующие факты обусловлены недобросовестной конкуренцией на рынке, попыткой оказать давление на заказчиков. Эта проблема связана с тем, что законодательство о контрактной системе предусматривает широкие возможности для общественного контроля. При этом недобросовестные лица могут злоупотреблять правами общественных контролеров. По мнению законодателя, госпошлина при подаче жалобы на процедуру торгов позволит решить проблему таких «профессиональных жалобщиков».
Фото: из архива Вологодского УФАС
Оставить комментарий: