Курсы валют

Правительство утвердило тарифы «Транснефти» до 2030 года

Автор: Егор Елин 16 октября 2020 г.

Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому тарифы «Транснефти» в 2021–2030 годах будут рассчитываться по методике «инфляция минус 0,1%». Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, сообщают «Ведомости».

Таким образом правительство поддержало предложение ФАС о сохранении тарифного регулирования «Транснефти» по принципу «инфляция минус». Принятие этого распоряжения позволит потребителям на долгосрочной основе прогнозировать динамику тарифов на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов и, соответственно, планировать свои расходы на такие услуги.

Применение долгосрочных подходов и стабильные тарифы являются одним из ключевых инструментов государственного регулирования, позитивно влияющих на снижение макроэкономической неопределенности в России, подчеркнул статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский.

Официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что инфляция в России по итогам 2020 года составит 3,8%, в 2021 году – 3,7%, в 2022–2023 годах – 4%. Тарифы «Транснефти» в 2018–2020 годах индексировались с коэффициентом 0,9–1 к инфляции. В целом по схеме индексации «инфляция минус» монополия работает последние пять лет.

Дискуссия по поводу механизма расчета тарифов «Транснефти» стала особенно острой на фоне резкого падения цен на нефть в I квартале этого года из-за пандемии коронавируса, которая сильно ударила по деятельности нефтяных компаний и их финансовым показателям. На этом фоне глава «Роснефти» Игорь Сечин попросил президента Владимира Путина обсудить вопрос приведения тарифов транспортных монополий в соответствие с текущими ценами на нефть, отметив, что расходы на транспортировку достигли 32% конечной стоимости черного золота. Согласно цифрам, приведенным Сечиным, если цена нефти в 2008 г. и на момент встречи была почти одинаковой, то тариф на прокачку вырос примерно в 2,5 раза.

Позднее в мае Путин поручил правительству проработать вопрос установления специальных тарифов на услуги «Транснефти» и РЖД по транспортировке нефти и нефтепродуктов на срок действия соглашения ОПЕК+ по сокращению добычи нефти, т. е. до 30 апреля 2022 года.

В ходе брифинга 24 сентября на Тюменском нефтегазовом форуме вице-премьер Юрий Борисов не исключал доработку механизма формирования тарифов естественных монополий. При этом он пояснял, что актуальность изменения подхода к формированию тарифов «Транснефти» и РЖД стала теряться за счет быстрого восстановления цен на нефть.

По словам пресс-секретаря «Транснефти» Игоря Демина, распоряжение правительства об индексации тарифов на ближайшие 10 лет означает, что у компании появилась возможность строить планы на длительный срок, имея предсказуемые планы по финансированию как операционной, так и инвестиционной деятельности. Кроме того, появилась полная ясность и предсказуемость для партнеров компании – потребителей услуг и для инвесторов».

По мнению инвестиционного стратега компании «Арикапитал» Сергея Суверова, нефтяная отрасль испытывает большие проблемы из-за сделки ОПЕК+, на фоне чего правительству стоило бы поддержать нефтяников за счет заморозки или снижения тарифов естественных монополий. По его словам, «Транснефть» завершила большой инвестиционный цикл, поэтому решение о заморозке или снижении тарифа выглядело бы логичным. Суверов не исключил, что правительство может пересмотреть свое решение, учитывая, что грядет вторая волна коронавируса, которая может опять уронить цены на нефть. По его мнению, нужно «в максимальной степени поддержать нефтяную отрасль, оказавшуюся в идеальном шторме из-за сделки ОПЕК+ и снижения цен на нефть».

В свою очередь, эксперт Института развития технологий ТЭК Сергей Алихашкин считает, что правительство должно было поддержать «Транснефть», а утвержденная схема лежит за пределами экономики. «С точки зрения финансирования «Транснефть» остается недофинансированной, что напрямую отрицательно скажется на принятой инвестиционной программе компании», – полагает он. По мнению Алихашкина, правильнее было бы считать тариф, исходя из промышленной корзины потребления. «Транснефть» в процессе транспортировки потребляет электричество – рост стоимости электроэнергии опережает инфляцию, потребляет металлы – их ежегодный рост стоимости опережает инфляцию, оборудование, насосы и проч. – стоимость на это значительно опережает потребительскую инфляцию», – пояснил он. Предлагаемый подход не лучшим образом скажется на состоянии компании, тем более в условиях экономического кризиса, уверен эксперт.

Решение правительства выглядит логичным, считает аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк. Макроэкономическая конъюнктура изменилась: цены на нефть восстановились, рубль ослаб, напоминает она. На этом фоне финансовые показатели нефтяных компаний должны улучшиться по сравнению со слабым II кварталом, говорит Дышлюк. В то же время для «Транснефти» индексация тарифов критична – у монополии по большому счету нет других источников роста выручки, кроме тарифа, в отличие от нефтяников, указывает аналитик. При этом «Транснефть» несет обязательства по финансированию значительной инвестиционной программы по поддержанию магистральной системы нефте- и продуктопроводов, напоминает она.

Другие материалы

06.11.2020

Банк «Открытие» реализовал рекордный объем залогового жилья в 2020 году

Самым результативным оказался третий квартал

Другие материалы

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№8(112) октябрь

Скачать

№9(113) октябрь

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года