Екатерина Целикова: «Развитие университета начинается с трансформации»

Автор: Андрей Ненастьев 27 июля 2021 г.

#ЧГУ #Образование

Новый ректор Череповецкого госуниверситета Екатерина Целикова считает, что в вузе назрела необходимость трансформации: образовательный процесс, по ее мнению, должен строиться на основе проектной работы, то есть решения реальных задач вместе с работодателями. ЧГУ намерен углублять связи с реальным производством, готовить специалистов по искусственному интеллекту, робототехнике и анализу больших данных. Будут ли востребованы такие выпускники в Вологодской области, и как это вяжется с набором студентов-теологов, — Екатерина Целикова рассказала в интервью нашему изданию.

Почему вуз ориентируется на диджитал

- Екатерина Викторовна, вы недавно проходили обучение в Сколково и после возвращения заявили о цифровой трансформации вуза. Это результат вашей поездки?

- Обучение в Сколково лишь подтвердило мою установку на цифровизацию. Эти идеи впервые появились еще после поездки на летний «Остров» — образовательный интенсив Сколтеха и Университета 20.35. Мы попали туда через жесткий отбор: из 700 вузов страны на «Остров» попали только 100. Все потому, что мы начали трансформировать образовательный процесс, а именно стали переходить от традиционных лекций, когда преподаватель транслирует знания с кафедры, к проектной работе — когда студенты занимаются реальными задачами. На «Острове» был большой блок по цифровизации вузов, и мы поняли, что любой университет, если он намерен развиваться, должен эти процессы у себя отладить. Сейчас задача максимум – это управление на основе данных во всех сферах деятельности университета. Это не просто расписание занятий на сайте вуза, а цифровое управление всем образовательным процессом, экономикой вуза, фондами, включая учебные корпуса и общежития. Задача масштабная и потребует изменения, наверное, всех процессов. Это важно не только с точки зрения менеджмента, но и для вхождения на технологические рынки. Со стороны вуза сейчас нужен бизнес-подход. Но быстро перейти из плоскости традиционной науки в плоскость бизнеса невозможно. Должны быть образовательные конструкции, когда мы привлекаем бизнес для обучения, нарабатываем компетенции, учимся решать задачи предпринимателей в определенные сроки с учетом конкуренции. Руководители предприятий хотят видеть в нас партнеров.

- Здесь, наверное, важна еще и перестройка сознания. Нет сопротивления со стороны преподавателей? Мол, мы ученые, занимаемся чистой наукой, а вы нас в какую-то коммерцию втягиваете...

- Конечно, есть, и я это очень хорошо понимаю, потому что точное такое же сопротивление пережила сама, когда мы впервые заговорили о трансформации четыре года назад. Я была проректором по науке. Мы начинали постепенно: сначала пробовали входить в коммерческие проекты на три месяца. Когда поняли, что все получается, расширили эту практику. Были преподаватели, которые не сразу осознали необходимость трансформации. Например, Андрей Владимирович Максимов, доктор наук, профессор-физик, сначала  с большим нежеланием принимал новый формат обучения. Но после 1-го года проектной деятельности  он сказал: «Я понял, что это нужная для предприятий и города деятельность! Мы можем также заниматься прикладными исследованиями и разработками!» Он со студентами-радиофизиками решал реальные задачи: по заказу мэрии они рассчитывали 3 важные зоны покрытия wi-fi сетью в г. Череповце. Они предложили разные варианты проектирования сетей, которые могли бы удешевить их развитие. Это далеко не фундаментальная задача, но студенты взялись за нее с энтузиазмом, у них есть настрой продолжать такие проекты с их потенциальными работодателями. При этом на кафедре физики есть и студенты, которые участвовали в проекте Российского фонда фундаментальных исследований, 2 года занимаясь фундаментальной наукой. Одно другого не исключает, это взаимосвязанные процессы.

Как ЧГУ работает с бизнесом

- Вы сейчас говорите о другом качестве работы, когда студенты начинают практические задачи брать еще во время студенчества. Сейчас руководители предприятий часто говорят, что приходят выпускники, которые ничего не умеют, их надо еще два года учить. Что можно сказать в ответ работодателю?

- Выражаясь метафорически, скажу так: ты не можешь предъявлять претензии к начинке пирожка, если ты его не пек. Раньше схема была такая: на последнем курсе приходят работодатели и говорят: «Дайте нам 20 выпускников таких-то». И мы, и работодатель понимали, что этих выпускников надо дополнительно обучать. Сейчас времени на это просто нет, процессы на современных предприятиях идут быстрее. Поэтому мы и предлагаем бизнесу включиться в подготовку кадров еще на первом курсе. Я говорю не о банальных ярмарках вакансий, где предприятия показывают, что у них есть вот такие места: «Приходите к нам». Я о том, чтобы студенты осмысленно выстраивали траекторию и понимали, кем они хотят быть, а не отсиживали пары в надежде, что потом что-то сложится.

- И как реагирует бизнес?

- Довольно быстро откликнулись крупные предприятия, у которых есть ресурс, чтобы работать в такой логике. У ведущих предприятий Череповца уже была попытка ориентироваться не на местный университет, а на столичные вузы, но эта модель не оправдала себя: специалистов привлечь не удалось. Нам сейчас нужно понять, как выстроить отношения с компаниями, потому что запрос идет не на выпускников, а на лучших выпускников. Такие студенты, как правило, начинают работать на третьем курсе. Мы предлагаем командный принцип, чтобы лучшие тянули всех остальных. Моя цель — готовить крутые команды разработчиков, чтобы предприятия нанимали эти команды целиком.

- Нет ли у предприятий страха отдавать реальные производственные задачи, пусть и мелкие, студентам?

- Когда мы входили в модель проектного обучения, это была одна из проблем. Но она оказалась не самой главной: если сотрудники предприятия участвуют в работе и помогают студентам, то страха, что они изобретут что-то не то, не будет. Проблемой было вытянуть из компаний реальные задачи. Сначала нам давали очень сложные задачи. Говорили: «Вот у нас есть японский станок, сделайте такой же из российских компонентов». Понятно, что студентам это не под силу, даже под руководством супернаставника. Мы тактично отвечали: «Давайте с этим проектом попозже». Потребовалось много встреч, чтобы мы смогли откалибровать задачи, которые можно отдавать студентам. Сейчас мы обращаемся в РСПП или напрямую на предприятия, и коллеги уже дают нам именно «студенческие» задачи. Это позволило запустить настоящее проектное обучение. Знаете, ведь во многих университетах это вещь имитационная: студент решает кейс, который уже известен. У нас изначально была принципиально другая логика — найти реальную и нерешенную задачу. Это трудно, но оно того стоит.

- У ЧГУ был интересный проект на «Северсталь-метизе». В 2019 году второкурсники ЧГУ доработали технологию машинного зрения для контроля качества при производстве железнодорожных клемм.

- Да, причем от начала работы со студентами до внедрения идеи прошло чуть больше полугода. «Метиз» в этом смысле – молодцы. Они первые включились, прониклись идеей. Их директор по инновации, Андрей Владимирович Волков, вселил в меня уверенность, когда уже казалось, что ничего не получится. Он вдруг сразу ответил на мое предложение: «Да, это интересно бизнесу, мы готовы работать». Они и сейчас работают со студентами. Ребята понимают, что у заказчика есть интерес к продукту, это очень важно.

Останутся ли выпускники в регионе

- Как вы видите решение проблемы с оттоком талантливой молодежи в крупные города?

- Это вопрос рынка труда и возможностей, которые видят для себя выпускники. Мы будем готовить студентов для работы на высокотехнологичных предприятиях. Ребятам иногда ошибочно кажется, что производства в Череповце устарели. Но на наших заводах работают огромные центры обработки данных, там занимаются 3D-моделированием, обратным инжинирингом, внедряют системы на основе искусственного интеллекта. Например, на «Северстали» используют маневровый локомотив с дистанционным управлением, который может перемещать железнодорожные составы весом 2 000 тонн. Такие системы — фактически переходный этап к полностью беспилотному транспорту.

- В последние годы ЧГУ открывал много новых специальностей. Самая странная – это теология. Как подготовка богословов вяжется с цифровой трансформацией и высокими технологиями?

- Новые специальности – это ответ на запрос. Наше общество очень многополярное. От религиозной общины был запрос, что нужна такая специальность, в Вологодской области теологов никто не готовил. Но в прошлом году группа не набралась. В этом году мы снова объявили набор, посмотрим, что получится. Возможно, сообщество переоценило потребность. Набор на теологию привлек внимание, было много разных мнений на этот счет. Но у нас появились и новые направления, необходимость которых трудно оспаривать. Это цифровая экономика, педагогический дизайн, туризм, коммуникативный дизайн, режиссура массовых шоу, общественное здравоохранение, робототехника. Мы открыли направления, связанные с искусственным интеллектом, анализом данных, машинным обучением, физикой.

- Какие новые специальности хотелось бы видеть лично вам?

- Мне бы хотелось видеть больше направлений, связанных с разными областями искусственного интеллекта. Эта компетенция должна быть у современного выпускника, причем не только у инженеров, но и у гуманитариев. Мы неплохо прокачали инженерные и биологические специальности: по ним у нас высокий уровень подготовки, который соответствует мировым стандартам. Чем интереснее будут новые направления работы, чем удачнее мы будем в конкурсах, разного рода программах, тем быстрее будем продвигаться дальше. Коллег от бизнеса интересуют практические результаты, но при этом предприятия выделяют деньги на поисковые исследования, которые конкретно сейчас не нужны, но их результат может быть востребован потом. Не исключаю, что такой запрос на исследования может лечь в основу для создания новой специальности.

А что с бытом?

- Будет ли обновляться материально-техническая база университета? В некоторых общежитиях явно не помешает ремонт.

- Да, это одна из самых важных задач. В прошлом году мы завершили большую программу модернизации стоимостью 87 млн рублей. Сейчас планируем ремонты в общежитиях. Если нам это удастся, я буду считать, что половину своего личного плана сделала. Потому что общежития — это лицо университета. Уже понимаем, что нужно еще одно, новое, общежитие. Это пока сложно воспринимается на уровне города и области, но необходимость назрела: хотя наша область не является стратегической территорией, но количество абитуриентов каждый год растет. Едут из районов, едут из-за пределов Вологодской области, много ребят с Севера. Им интересно, потому что связка с трудоустройством у нас в Череповце максимально сильная. Люди едут учиться и работать. Поэтому нужно еще одно общежитие на 500 мест. Мы благодарны мэру Вадиму Германову, который сказал, что выделит землю под строительство общежитий для студентов. Но нам нужно еще попасть в адресную программу финансирования, чтобы получить федеральные деньги на такое строительство.

 

Наша справка

Екатерина Целикова - доцент, кандидат филологических наук. Руководила отделом сопровождения научной деятельности Череповецкого государственного университета, затем возглавила управление аспирантуры, докторантуры и научной деятельности. В 2018 году назначена на должность проректора по научной работе, а затем заняла пост первого проректора. В 2021 году коллектив ЧГУ избрал ее ректором вуза.

 

ЧГУ — 25 лет

ЧГУ создан в 1996 году в результате объединения Череповецкого государственного индустриального института и государственного педагогического института. Университет входит в Евразийскую ассоциацию университетов, объединяющую ведущие классические вузы России и зарубежья. В апреле 2017 года Череповецкий государственный университет победил в конкурсе и стал опорным вузом Вологодской области. В 2019 году ЧГУ подписал хартию о цифровизации образовательной среды вместе с еще 26 вузами России. В документе заложены принципы формирования российского рынка IT-решений для вузов.  Сегодня ЧГУ — это крупнейший научный, образовательный и культурный центр. У вуза есть совместные образовательные программы с ведущими вузами страны: например, тесные связи с политехом Петра Великого и Московским институтом стали и сплавов.

 

ЦИФРЫ

1516 бюджетных мест в ЧГУ — это самое большое количество бюджетных мест среди вузов области в этом году.

150 иностранных студентов обучается в ЧГУ. В основном это студенты из стран СНГ, есть ребята из Сирии, Индонезии, Мадагаскара, Марокко.

3 общежития предоставляет ЧГУ своим студентам.  В каждом имеются учебные комнаты для подготовки к занятиям, библиотеки и компьютерные классы, комнаты отдыха, актовые и тренажерные залы. СПРАВКА:

 

Позиция ЧГУ в рейтинге российских вузов, по версии «Интерфакса» за 2020 год

Позиция

Вуз

Результат

1

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

1000 баллов

 

132-134

Астраханский государственный университет

↑ 369 баллов

132-134

 

Российский новый университет

↑ 369 баллов

 

132-134

 

Череповецкий государственный университет

↑ 369 баллов

135-136

Московский государственный лингвистический университет

↓ 368 баллов

135-136

 

Северный государственный медицинский университет

↑ 368 баллов

 

137-138

 

Майкопский государственный технологический университет

↑ 367 баллов

 

337

 

Сибирский государственный университет водного транспорта

241 балл

 

Другие материалы

Другие материалы

Архив

№1(116) январь-февраль

Скачать

№2(117) март

Скачать

№4(118) апрель

Скачать

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№8(112) октябрь

Скачать

№9(113) октябрь

Скачать

№10(114) ноябрь

Скачать

№11(115) декабрь

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года