Россия должна форсировать модернизацию образования и нацелить его на завтрашний день

Ежегодно на рынок труда в России выходят тысячи выпускников вузов, специализация которых не соответствует его потребностям. Кто должен формулировать заказ на новые кадры, и почему работодателям по-прежнему приходится переучивать кандидатов? Об этом информационному агентству «Росбалт» рассказал председатель попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ», завкафедрой инновационного предпринимательства МГТУ имени Баумана Сергей Борисов.

– Сегодня высшие учебные заведения страны готовят специалистов скорее по инерции. В наших университетах есть общее представление о том, что они дают знания. Какие знания и кому они, собственно, нужны, вузы решают сами. Мне приходилось быть в коллективе седовласых профессоров, которые недоумевали: «Голубчик, какой бизнес? О чем вы говорите? Мы даем людям знания», – отметил он. – Какие знания? Как эти ребята будут применять их завтра? Тот свод постулатов, который студенты получают в вузах, часто не годится для жизни. Конечно, что-то из трендов развития общества и экономики наши университеты ухватывают, но отставание сумасшедшее.

По мнению Сергея Борисова, сегодня российские вузы в большинстве случаев оторваны от рынка, в результате чего бизнесу приходится переучивать выпускников.

– При этом я знаю, какие традиции на этот счет существуют в зарубежных вузах. Я был в Стэнфорде, Гарварде, MIT, Лосанджелесском, Пидсбургском, Пенсильванском университетах. У них до 50% (а порой и больше) преподавателей – от бизнеса. Можете себе представить? – сказал он. – Думаю, у нас преподавателей от бизнеса 2-3%, не больше.

Говоря о том, кто должен осуществлять заказ на специалистов – государство или бизнес, – он подчеркнул, что это должно быть «встречное движение». Университеты должны построить свою систему, которая научится «чувствовать дыхание» бизнеса, причем не сегодняшнего, а завтрашнего и даже послезавтрашнего. То есть, преподаватели, методологи, должны очень хорошо разбираться в трендах бизнеса: ходить на форумы, тематические конференции – как общепредпринимательские, так и отраслевые, – взаимодействовать с профильными организациями и союзами и понимать, какие есть перспективы.

– Они должны понимать, какие существуют международные тренды, в чем наш бизнес отстает, где тот уровень конкурентоспособности, до которого нужно допрыгнуть? Причем не в теории, а на практике, – поставил цель Сергей Борисов. – Нам нужно научиться зарабатывать с помощью базовых знаний – они у нас неплохие, в отличие от прикладных. Но мы не умеем коммерциализировать разработки, продвигать их на рынок. Это искусство, которому нас никогда не учили, и сейчас учат, я бы сказал, поверхностно.

По его словам, за последние пять лет в России было создано 2,5 тысячи инновационных предприятий на всю страну, тогда как в Великобритании – 2,5 миллиона. Это гигантский разрыв, который необходимо срочно сокращать.

– Государство может создать приоритеты. Например, если компания тратит на науку и разработки, значит, думает о будущем. Значит, нужно простить ей часть налогов. И не нужно здесь жадничать. Таким образом государство как-бы говорит: «мы пропускаем вперед инновационные предприятия». Сельское хозяйство, космос, машиностроение – давайте выстроим приоритеты, – заявил глава попечительского совета «ОПОРЫ». – У нас субъектов малого бизнеса 1,6 миллионов. Из них лишь 10% занимаются производством, я не говорю уже об уровне конкурентоспособности. Это очень мало для такой страны как Россия.

Как только появится четкий запрос на деловое и профессиональное образование со стороны власти, уверен Сергей Борисов, когда в сфере предпринимательства будут видны какие-то перспективы, так сразу подтянутся и вузы.

– Безусловно, у нас и сейчас есть вузы-новаторы. Я в восторге от того, что происходит в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики. У них создана вся инфраструктура, работают коворкинг-центры, есть связь с отраслями промышленности – все располагает к творчеству. Интересные наработки в томском, нижегородском, казанском авиационном университетах. Там созданы специальные подразделения, которые занимаются технологическим предпринимательством, инновациями. Там помогают предпринимателям найти себя, выстроить процесс от проектов до венчурного финансирования. Но этого, увы, недостаточно.

Фото: russretail.info

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года