Вологодчина услышала звуки уникального музыкального инструмента

2 и 3 марта в рамках большого всероссийского тура «Странствующий контрабас» в Череповце и Вологде состоялись концерты выдающегося исполнителя на балалайке-контрабасе, заслуженного артиста России Михаила Дзюдзе в сопровождении Губернаторского оркестра русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Галины Перевозниковой. Об этом сообщает пресс-служба Вологодской филармонии.

Михаил Дзюдзе – один из основателей ансамбля «Терем-квартет». За 29 лет музыкант объездил более 60 стран, отыграв свыше трех тысяч концертов. Опытный музыкант дал в Череповце и Вологде мастер-классы для студентов колледжей искусств.

Виртуозность владения инструментом и артистическое чутье Михаила Дзюдзе вкупе с высоким профессионализмом и широтой звучания Губернаторского оркестра подарили публике вечер, наполненный фантастическими пассажами и глубиной музыкальных образов.

В исполнении Губернаторского оркестра русских народных инструментов и музыканта - виртуоза прозвучали увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта» и «Мюзик-Холл» из к/ф «Весёлые ребята» (музыка И. Дунаевского), «Ноктюрн» и «Побег Штирлица и Кэт» из к/ф «Семнадцать мгновений весны» (музыка М. Таривердиева), музыка Г. Манчини из к/ф «Розовая пантера», «Эпилог» из к/ф «Свой среди чужих, чужой среди своих» (музыка Э. Артемьева), Попурри на музыку из репертуара группы «PinkFloyd», Латинский джазовый стандарт «Tequila», «Очи черные» Ф. Германа, А. Феррари, «В пещере горного короля» Э. Грига и другие произведения.

С заслуженным артистом России, Михаилом Дзюдзе побеседовала пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.

– Михаил Юрьевич, Вы помните свой первый инструмент?

– Моим первым инструментом стала виолончель. Это произошло совершенно случайно: приятельница из моего ансамбля была педагогом по виолончели. После окончания музыкальной школы, я переучился на контрабасиста. При создании ансамбля «Терем-квартет» в 1988 году, я соприкоснулся с таким инструментом, как контрабас-балалайка, затем купил его у своего приятеля по консерватории за достаточно приличные по тем временам деньги.

– Вы расширили исполнительские возможности балалайки-контрабаса, переведя этот инструмент из ансамблевого в ранг солирующего. Как Вы пришли к искусству импровизации?

– Во-первых, это знания, полученные в консерватории, во-вторых, опыт работы в составе «Терем-квартета» на протяжении тридцати лет. Эти два фактора и помогли мне рискнуть и стать сольным исполнителем на данном инструменте.

– Вы играли разную музыку в разных составах. Есть ли какие-то жанровые пространства, которые Вам хотелось бы освоить?

– Я не вижу жанровых границ для какого-либо инструмента, считаю, что не стоит замыкаться в жанре. Музыка мира должна быть словно палитра для художника, где можно взять любой цвет. Ведь в руках музыканта – вся палитра красок, нужно только умело ими пользоваться. Занимаясь живописью, я понял, что все виды искусства растут из одной корневой системы, влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Цвет, звук, композиция, пропорции – всё это имеет общее первоначало. И дробление на различные виды искусства – достаточно искусственно.

– Чем, на Ваш взгляд, вызвано падение интереса к народной музыке?

– Отсутствие моды. Культура не может существовать на самоокупаемости. На мой взгляд, решить эту проблему можно принятием глубокого продуманного закона «О меценатстве». Если для бизнесменов будет престижно и выгодно поддерживать культуру, я уверен, что такие люди найдутся. Так, например, в экономике Китая есть такой процесс, когда рентабельные предприятия поддерживают нерентабельные, так как понимают, что при отсутствии последних и первых тоже не станет.

– Были ли необычные случаи в Вашей творческой жизни?

– Множество! Так, был интересный случай, когда мы выступали в Ватикане на фестивале, посвящённом Дню семьи. На площади Святого Петра собралось сто двадцать тысяч человек, присутствовал Папа Римский, мы были на сцене, но концерт не начинался. Возникла неловкая ситуация. Вдруг подъехала машина, из которой в сопровождении свиты, вышла сухонькая старушка небольшого роста. Это была мать Тереза. Её все и ждали. Она села, махнула рукой, и мы начали играть.

– Что Вы несете своей музыкой людям?

– Музыка для меня – форма общения с людьми посредством внелексических форм коммуникаций, а музыкальный инструмент – способ донести людям то, что я чувствую, свои переживания, волнения. Для меня важно создать людям праздник, подарить радость. Моя главная задача – сделать контрабас-балалайку сольным инструментом, сподвигнуть композиторов писать для этого инструмента сольно. Результаты уже есть.

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года