Как написать стратегию развития компании на 2021 год
Автор: Михаил Алистер, эксперт в сфере автоматизации 19 февраля 2021 г.
Корпоративная стратегия призвана сплотить команду вокруг цели и поднять командный дух, что особенно важно в начале года. Стратегию может составить как собственник бизнеса, так и сторонний специалист, который «не варится» в бизнес-процессах организации. Рассмотрим первый вариант.
До начала стратегической сессии и перед тем, как отвечать на вопросы вместе с членами команды, нужно обязательно их похвалить. Никогда не обесценивайте достижения вашего коллектива. Эмоция благодарности — самая сильная.
Процесс составления стратегии делится на четыре этапа, они же — блоки вопросов, на которые необходимо ответить.
От чего и к чему бизнес хочет прийти в этом году?
Это финансовая часть стратегии развития. На этом этапе необходимо определить точку «А» (в которой сейчас находится бизнес) и точку «В» (те финансовые показатели, которых необходимо достичь по результатам года).
Для этих целей я, например, запрашиваю документ, в котором имеются данные о ежемесячных продажах за последние три года. После этого мы берем средний показатель по 2020 году, прибавляем к нему 30% и составляем план на 2021 год. Однако любые амбиции должны быть подкреплены здравым смыслом. Не нужно составлять завышенный план продаж. Если менеджеры поймут, что не смогут его выполнить, в компании начнется текучка. Поэтому очень важно, чтобы стратегия была адекватной.
Кроме того, с менеджерами нужно проговорить ситуации, при которых план может быть изменен. Раз в квартал вполне возможно пересматривать его как в большую, так и в меньшую сторону. При этом план на следующий месяц должен быть равен среднему арифметическому показателей последних трех месяцев. Но в любом случае план не может быть меньше, чем точка безубыточности.
В момент написания стратегии необходимо учитывать динамику рынка: если рост компании был меньше, чем рост рынка, значит, компания не растет. Итогом первого блока должен стать помесячный график.
Что будем делать для того, чтобы стратегия реализовалась?
Здесь существует множество вариантов:
- открытие новых филиалов;
- увеличение количества звонков клиентам;
- масштабирование бизнеса;
- продажа франшиз;
- масштабирование в сегменте категории А (то есть через клиентов, которые дают 80% оборота);
- повышение цены (если производство работает на полную мощность);
- развитие партнерской сети и создание партнерского отдела.
Необходимо разложить бизнес-процесс по этапам и понять, какой из этапов можно масштабировать.
Весь современный менеджмент выстраивается вокруг продукта и его ценности. Поэтому у каждого продукта должна быть продуктовая матрица, книга продаж, упаковка (продающая презентация, видеоролик, серия писем, настроенный WhatsApp-бот, лид-магнит и прочее). Кроме того, для каждого продукта должны быть прописаны ценности. В компании должна быть продуктовая стратегия и менеджеры, которые работают над улучшением продукта.
Какие конкретно процессы необходимо запустить?
Стратегия «нарезается» на отделы (маркетологи, закупщики, производство), которые получают свой список задач. После этого необходимо прописать процессы для каждой поставленной задачи.
Какие ресурсы понадобятся?
На этом этапе нужно определить ресурсы для каждой из поставленных целей: количество рабочих мест, финансы и прочее.
Итоговая версия стратегии должна быть оформлена в виде документа с картинками, фотографиями и маркированными списками. Затем необходимо донести ее до всех сотрудников, чтобы абсолютно каждый человек команды знал, куда движется компания.
Рекомендую каждое совещание в компании начинать с отчета по стратегическим задачам: что уже сделано, что еще предстоит сделать. В любой организации должен быть трекер — это сотрудник, который прописывает задачи компании, анализирует факторы, которые мешают развитию, а также проверяет исполнение поставленных задач. Это может быть как штатный работник, так и человек на аутсорсинге.
Другие материалы
12 факторов налоговых рисков для бизнеса
Семинар в Ярославле 13–14 апреля
Как организовать идеальный праздник
Применяем методологию проектного управления
Другие материалы
12 факторов налоговых рисков для бизнеса
Семинар в Ярославле 13–14 апреля
Как организовать идеальный праздник
Применяем методологию проектного управления
Архив