Как сделать бизнес системным
Автор: Михаил Алистер, эксперт в сфере автоматизации 27 мая 2021 г.
В прошлом номере мы коснулись темы удаленной работы и поговорили о том, как в условиях продолжающейся пандемии перейти на «удаленку» быстро и безболезненно. В этот раз речь пойдет о том, как при этом сделать свой бизнес системным и стратегически ориентированным.
Моделирование
Абсолютно любому бизнесу необходима стратегия развития. Перед ее написанием и в процессе реализации необходимо тщательно изучить деятельность одного-трех конкурентов. Это называется моделированием.
Данную работу можно поручить нескольким менеджерам, каждый из которых должен проанализировать деятельность одного-трех конкурентов.
Что необходимо изучить? YouTube- канал, социальные сети и все посты в них, сайт, вакансии. Закажите товар или услугу с просьбой провести презентацию, по возможности посетите магазин или офис. Итогом работы менеджеров должна стать 20-минутная презентация о деятельности конкурента.
Таким образом, вы сможете получить множество интересных идей и решений для вашего бизнеса, при этом реализация многих находок не потребует особых усилий.
Постоянность
Тактические победы не так важны, как стратегические. Поэтому основное внимание необходимо уделять именно стратегии.
Каждую планерку необходимо начинать со стратегических задач. В конце месяца сотрудники должны отчитаться за их достижение, а не только за свои результаты. Генеральный директор также отвечает не только за текущие показатели, но и за процент реализации стратегии на год. При этом в рамках стратегии обязательно должен быть заложен рост.
Для реализации стратегии развития важно создать виртуальное рабочее пространство. Это место, где все сотрудники фокусируют внимание на рабочих задачах, поскольку рост происходит там, куда направлен фокус внимания. Если команда каждый день фокусируется на показателях и задачах, то рост показателей не заставит себя ждать.
Системность
В первую очередь, это четкое распределение зон ответственности. При этом собственник и генеральный директор должны находиться над системой и не брать на себя функции отдела продаж, логистики, PR и прочих. Если же какая-то из функций «завалилась», то руководитель должен принять соответствующее решение и исправить ситуацию.
При планировании нового бизнеса (или направления в уже существующем бизнесе) необходимо прописать функции всех отделов: маркетинга, продаж, сервиса, контроля качества, логистики, бэк-офиса (отдела, который занимается первичной документацией и сопровождением бизнес-процессов) и прочих. За каждое направление работы должен быть назначен один ответственный.
У любой функции должен быть один ключевой и несколько неключевых показателей. Например, у маркетолога ключевым показателем будет количество заявок и их средняя цена, у сервиса — количество, качество и скорость отгружаемой продукции.
Рекомендую провести собрание, на котором решить — кто и за что будет отвечать. Далее для каждой функции в режиме реального времени необходимо рассчитать ключевые показатели. Если штат компании небольшой, то каждый сотрудник должен взять на себя несколько направлений.
Функциональность
Как удержать системность? Сделать понедельник днем маркетинга и общаться с маркетологом по показателям, вторник — с отделом продаж, в среду отчитывается отдел производства, в пятницу проходит планерка группы развития. Эта системность называется функциональной.
Но функциональная система постепенно устаревает. В большинстве продвинутых компаний, которые имеют миллиардные обороты, внедрена матричная структура. Это означает, что сотрудники между отделами объединяются в проектные группы и клиент «идет» внутри такой группы. Это необходимо для того, чтобы информация не терялась.
В идеале в каждой компании должен быть продуктолог — человек, который думает над тем, как сделать продукт лучше. Если продукт будет классным, то маркетинговые уловки не потребуются.
Сначала внедряется функциональная структура и только после этого матричная.
Другие материалы
Удаленная работа: как перейти быстро и безболезненно
Удаленная работа позволит компании найти точки роста
«SV-Класс»: полезные знания и новые эмоции
Бизнес-мероприятие в «живом» формате
Другие материалы
Удаленная работа: как перейти быстро и безболезненно
Удаленная работа позволит компании найти точки роста
«SV-Класс»: полезные знания и новые эмоции
Бизнес-мероприятие в «живом» формате