Dolce vita даже в кризис
Автор: Александр Нестеров 9 июня 2020 г.
#кондитерское производство #АтАг #кризис #коронавирус #поддержка сотрудников
В России не осталось сфер бизнеса, которые не затронул кризис. Перед малым бизнесом стоит серьезный вызов. Нужно сохранить предприятие, людей, не забыть о качестве продукции. Что помогает справиться с любыми проблемами? Один из основателей фабрики «АтАг» Арутюн АТОМЯН рассказывает об этом.
«Не уволен никто»
Забавные названия конфет — «Мама Женя», «Сплетницы», «Быть или не быть», «Забегай на чай», «Ура, пятница» и другие хорошо известны не только вологжанам. Вкус продукции шекснинской кондитерской компании знают в Германии, Китае, Белоруссии и многих странах ближнего зарубежья.
В кризис на «АтАге» работу не потерял ни один сотрудник. «Для меня наша команда — это одна большая семья. И увольнять кого-то в такой ситуации просто непорядочно. На фабрике работает около 600 сотрудников. Сейчас кто-то находится в очередном оплачиваемом отпуске, другие — получают зарплаты не ниже МРОТ. Уверен, что все они вернутся к работе, как только будет можно. Как бы ни развивалась ситуация, никаких сокращений не планируем», — поясняет руководитель.
На производстве с первых дней эпидемии введены строгие правила безопасности. Соблюдается социальная дистанция, сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты: масками, перчатками, специальными защитными очками, повсюду установлены средства для обработки рук, помещения регулярно проветриваются и дезинфицируются, а воздух прогоняют через очистители и обеззараживатели.
«Есть возможность — помоги»
Подумав о своих работниках, руководство «АтАга», хорошо известное своим умением помогать, не забыло и о других.
«У нас есть хорошие партнеры в Китае. Поэтому, когда только начиналась эпидемия в Китае, мы заранее заказывали маски для защиты своих сотрудников. Но мы решили помочь и нашим больницам. Я вхожу в попечительский совет нескольких лечебных учреждений. И нам удалось, например, детской областной больнице закупить еще масок и защитных комбинезонов. К нам обратилась за помощью районная больница в Шексне. Они немного опередили нас, успели сделать первый шаг, — улыбается Арутюн Атомян. — Мы привезли им еще масок, удобные защитные щитки. Предлагали приобрести аппараты искусственной вентиляции легких. Сейчас острой необходимости нет, но больницы точно знают, куда обратиться, если возникнет дефицит».
Социальная программа компании, развернутая в Шексне, охватывает и ветеранов, и детей-сирот, и рядовых жителей поселка. Благодаря предпринимателям в поселке установили большую, современную и очень нужную детскую площадку. На День Победы подарки и материальную помощь получили ветераны Великой Отечественной войны. «АтАг» поддерживает детские дома. Например, оставшиеся без попечения родителей дети — постоянные гости на фабрике, где для них проводят экскурсии, знакомят их с производством, что позволяет ребятам не только расширить горизонты знаний, но и в перспективе определиться с выбором профессии. После прогулки по фабрике дети пьют чай с конфетами и смотрят творческие концерты в специально построенном кафе. Экскурсии для детей из детских домов, детей с ограниченными возможностями здоровья и для ветеранов — бесплатные.
«У меня нет ответа на вопрос, сколько денег наша фабрика тратит на помощь другим. Потому что, если считать каждый подарок, каждого человека, это будет уже не помощь, а бизнес. Нас так воспитали: есть возможность — помоги. Поэтому, когда к нам обращаются, стараемся никогда не отказывать. Даже в Библии говорится: давать просящему. Верующий человек не может иначе», — признается Арутюн Атомян.
«Перестраиваем бизнес-процессы на ходу»
А вот себе помощи не просят. Вопросы компания старается решать своими силами.
Хотя сейчас кондитерскому производству приходится довольно туго. Во-первых, спрос на сладости упал в связи с пандемией (по предварительным подсчетам, продажи и производство компании за этот месяц снизились почти на 85%).
«Конфеты — это не продукты первой необходимости. Сейчас все тратят деньги с большой осторожностью, ра- зумно набирают продуктовую корзину. И не все могут себе позволить конфеты сейчас. Кроме того, весна и лето — не сезон для кондитерки. Каждый год в это время у нас бывают спады. Хотя в целом мы были готовы к снижению спроса, оценивая ситуацию. Ну и еще одна причина снижения производства в том, что закрыты многие мелкие магазины, точки в торговых центрах, а это значительная часть нашей розницы. Перестраиваем бизнес-процессы на ходу, выходим на новые крупные федеральные и локальные сети, с которыми раньше работали мало либо не работали вообще. Там свои нюансы, свои сложности. С небольшими магазинами работать всегда проще и комфортнее. Во-вторых, почти все наше сырье закупается за границей. Например, какао-бобы просто не растут в России, а без них не сделать шоколад. Ищем новых поставщиков», — говорит Арутюн Атомян.
«АтАг» готов расширяться. И не просто готов, а планирует это в ближайшее время. Например, решили строить теплицы и выращивать ягоды: клубнику, ежевику, голубику.
На кондитерской фабрике всегда используют только натуральные, экологически чистые ингредиенты. А тут будут даже не покупные, а свои. Еще ждут поставку специального оборудования, которое будет удалять из ягод влагу, сохраняя все полезные вещества, вкус и аромат натуральных продуктов. Ягоды будут использовать как в своем производстве, так и поставлять другим. Еще одна задумка, которая близка к реализации, — строительство цеха по производству упаковки. Сейчас ее приходится закупать в Архангельской области, потому что на Вологодчине такого нет. Когда запустят это направление, упаковкой обеспечат не только себя, но и другие предприятия региона.
В разгар кризиса руководители «АтАга» не унывают и уверены, что при поддержке областных властей способны сделать жизнь вологжан приятнее несмотря на все трудности. «Желаем всем скорее пройти непростой период пандемии. А мы постараемся сделать вашу жизнь сладкой!» — обещает Арутюн Атомян.
Несмотря на сложности, руководство «АтАга» нашло в кризисе и положительные стороны. Так, появилось время и свободные сотрудники для разработки новой линейки сладостей «АтАг премиум».
«Сейчас будет более жесткая конкуренция, — считает Юрий Атомян, сооснователь компании. — Люди уже покупают меньше, а если не все смогут вернуться на работу, то покупательский спрос упадет еще ниже. Новинки же всегда помогают негативные последствия кризиса нивелировать. Они привлекают, вызывают интерес, поэтому их покупают. У нас всегда было высокое качество производства, наши конфеты любимы и востребованы. Но новая линейка захватит сердца новых покупателей, более высокого сегмента. С «АтАг премиум» мы будем выходить на зарубежные рынки, там качественный шоколад всегда востребован».
Еще один плюс поставок за границу — возможность получить прибыль в валюте. Сейчас ситуация на валютных рынках нестабильная, но именно за рубежом предприятие закупает сырье и оборудование.
«Рынки сбыта уже есть, — уверяет Юрий Атомян. — Мы общались с крупным дистрибьютором, который был приятно удивлен качеством нашей продукции. Его восхитил тот факт, что в России производят такие вкусные кондитерские изделия. Да я и сам сколько ездил по миру, нигде не встречал аналогов нашей продукции. Но запускать за рубеж нужно не единичный продукт, а линейку. Сейчас мы к этому готовимся. Даст Бог, поднимем престиж нашей области не только в России, но и за границей».