Региональная система соцзащиты: стабильная работа в новых условиях

Автор: Полина Щапкова 1 декабря 2020 г.

#соцзащита #пандемия #соцпомощь

Пандемия коронавируса, безусловно, повлияла на все сферы жизни, при этом показав степень эффективности мер, предпринимаемых государством. Свою работу мобилизовала и система социальной защиты населения. О том, как она развивается с учетом новых вызовов, мы поговорили с начальником департамента социальной защиты населения Вологодской области Александром ЕРШОВЫМ.

—   Александр Васильевич, вы вступили в должность руководителя департамента еще до пандемии. Какие задачи были первоочередными, какие вы определяете главными сейчас?

— Уже год я возглавляю департамент социальной защиты населения. За это время и в регионе, и в стране произошли заметные изменения, вызванные пандемией коронавируса, самоизоляцией и так далее.

Но социальная защита как отрасль работает давно и делает это успешно, поэтому главной задачей на первом этапе было продолжать ее развитие с опорой на тот фундамент, который был заложен сотрудниками департамента. Ведь социальная защита — это про людей и для людей.

Фактически благополучие всех слоев населения разных возрастов в той или иной мере входит в зону нашей ответственности. Наши подведомственные учреждения представлены в каждом районе области: это и психоневрологические интернаты, где постоянно проживают граждане, и комплексные центры социального обслуживания, где вологжане могут получить определенный перечень социальных услуг, и центры помощи семье и детям. Департамент продолжает заниматься начислением гражданам различных видов выплат и оказанием мер социальной поддержки. На сегодняшний день их получают более 370 тыс. вологжан.

Сегодня нашими приоритетными задачами являются: укрепление материально-технической базы, продолжение работы по выявлению граждан, которые нуждаются в нашей поддержке, и, конечно же, помощь детям в обретении семьи. На мой взгляд, одна из важнейших наших задач звучит так: любой ребенок должен жить в семье.

—   Как пандемия коронавируса повлияла на работу системы социальной защиты населения области?

— В ведомственном подчинении есть ряд закрытых учреждений: психоневрологические интернаты, дома для инвалидов общего типа и дома для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, там живут самые слабозащищенные граждане, нуждающиеся в помощи государства. Фактически с марта эти учреждения работают в закрытом режиме: работники заходят на 14-дневную смену и живут внутри все это время. Понятно, что такая мера направлена на снижение риска заражения получателей социальных услуг новой коронавирусной инфекцией. Очень важно, что мы получаем помощь от правительства области и Министерства труда и социальной защиты РФ в виде стимулирующих выплат тем, кто работает в этих новых условиях.

Этот подход дал свои результаты. Весной, в критический период, у нас практически не было заболевших. В таком же режиме работали и центры помощи детям, оставшимся без попечения: открылись они только с началом учебного года, в сентябре. 

Значительно увеличилась нагрузка на социальных работников: в их помощи нуждаются пожилые вологжане, которые сейчас наиболее уязвимы.  Но ведь и те, кто им помогает, сейчас тоже в группе риска. Поэтому все специалисты по социальной работе обеспечены средствами индивидуальной защиты, в рамках этого вызова они работают по-новому. Да, учреждения социальной защиты населения сейчас работают особенно напряженно, но стабильно. Мы держим ситуацию под контролем.

—   С учетом этой ситуации произошли ли какие-то изменения в программе «Социальная поддержка граждан Вологодской области на 2021–2025 годы»?

— Важно отметить, что, несмотря на новые обстоятельства, все показатели прошлого периода достигнуты. Да, сейчас планы меняются, но могу сказать уверенно: все меры социальной поддержки, положенные гражданам, все выплаты будут сохранены в полном объеме и будут выплачиваться в установленные ранее сроки.

Кроме того, с учетом новых вызовов скорректированы бюджеты и государственной соцпомощи, и содержания организаций. Они пересмотрены с учетом новых расходов на средства индивидуальной защиты, на лекарственное обеспечение, с поправкой на новый режим труда и отдыха работников.

В предстоящем периоде на реализацию этой государственной программы планируется выделить свыше 71 млрд рублей. Это средства и  федерального бюджета, и областного. Отмечу, что при этом объем финансирования программы каждый год будет уточняться с учетом ситуации.

—   Получается, что малозащищенные слои населения подверглись еще большему удару. Что позволяет эту ситуацию стабилизировать?

— В связи с этим в области налажена работа оперативного штаба, задача которого — контролировать  ситуацию, которая сложилась из-за пандемии. Практически все вопросы, которые решаются благодаря его работе, являются межведомственными. Большой объем приходится на департамент труда и занятости населения, в чьем ведении определенные выплаты и пособия, которые назначаются пострадавшим от распространения коронавирусной инфекции. Департаментом экономического развития контролируется работа организаций и предприятий. Большой пласт работы приходится и на департамент социальной защиты населения: она также касается выплат и других мер поддержки. Мы плотно работаем с Пенсионным фондом, через который проходит много выплат.

Важно, что все организации, все ведомства сейчас нацелены на то, чтобы по максимуму перевести оформление услуг в электронный вид. Именно это помогает нам минимизировать контакты между получателями, а им получать необходимое не выходя из дома. В этом нам помогает система госуслуг.

—   В области продолжается реализация ряда национальных проектов. Как проект «Демография» меняет социальную сферу региона?

— «Демография» — важнейший нацпроект. Весь комплекс его мероприятий направлен на достижение главной государственной задачи — на сохранение населения, на сохранение здоровья и благополучия людей. Как показала практика, меры этого проекта востребованы и актуальны, поэтому нам было важно сохранить те механизмы, которые работают эффективно.

В рамках нацпроекта и регионального проекта «Финансовая поддержка семей с детьми» производятся необходимые выплаты семьям с детьми и молодым семьям. Но работа здесь не ограничивается только выплатами. Сюда включены определенные меры по жилищной поддержке, моменты, связанные с медицинской частью и повышением рождаемости. На мой взгляд, важность этого проекта в том, что он объединяет различные ведомства и за счет достижения отраслевых показателей воздействует на социальную ситуацию в целом. Положительные изменения происходят именно благодаря этому.

—   Социальной помощью занимается не только государство, но и благотворительные фонды, коммерческие и некоммерческие организации. Насколько такое сотрудничество развито в Вологодской области?

— В социальную работу эти организации, безусловно, включены, мы работаем с ними не только на региональном, но и федеральном уровне. Например, у нас заключено соглашение о сотрудничестве с крупным российским благотворительным фондом «Старость в радость».

У нас существует реестр поставщиков социальных услуг, сейчас в нем пять крупных частных поставщиков, но стать его частью может практически любая организация. Часть из них оказывает стационарную помощь, часть — нестационарную. Не так давно Почта России тоже вошла в этот реестр.

Сфера, связанная с оказанием социальных услуг, постоянно развивается, и наша задача — обеспечить равный подход государственным и негосударственным организациям к условиям оказания социальных услуг, обеспечить безопасность граждан. Уверен, что эта тема и в дальнейшем будет развиваться очень активно. Я считаю, что сфера социальной помощи невозможна без участия социально ориентированного бизнеса и некоммерческих организаций. Где-то они работают даже лучше государства, где-то им нужно у него поучиться. Вологодская область по уровню вовлеченности таких компаний в этот процесс уже показывает уверенные результаты по сравнению с другими регионами Северо-Запада.

—   Какой опыт в сфере социальной защиты населения наша область готова демонстрировать на федеральном уровне?

— Это опыт реализации сразу нескольких крупных проектов, задачи которых — создание условий сохранения ребенка в семье, обеспечение безопасности детства и поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. К решению этих задач привлекаются ресурсы и государства, и общественных организаций, и социально ответственного бизнеса. Ярким примером такого партнерства является программа «Дорога к дому», которая нацелена на профилактику социального сиротства и детской безнадзорности. 

Программа внедряет новые технологии работы с семьями, в которых родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности, злоупотребляют алкоголем. «Дорога к дому» также включает мероприятия по поддержке семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе воспитывающих детей-инвалидов.

За годы реализации программы с 2009 года в нашей области в три раза снизилась численность семей, находящихся в социально опасном положении, и на 31% уменьшилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 3,5 раза сократилось количество детских домов.

Также в этом году Фондом социальных инвестиций отобраны две технологии,  внедренные на территории области фондом «Дорога к дому»  при поддержке нашего департамента. Это проекты «Здоровая семья для ребенка» (работа с семьями, в которых один или оба родителя злоупотребляют алкоголем) и «Вариативная система услуг присмотра и ухода за детьми до трех лет» (организация групп дневного пребывания и  кратковременного присмотра за детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья). Сейчас осуществляется интеграция этих технологий в проекты развития для дальнейшего привлечения ресурсов, которые далее будут направлены для масштабирования в другие субъекты федерации. 

С 2019 года по поручению губернатора реализуется социальный проект «Мобильный офис для семей с детьми-инвалидами». В его рамках организуются выезды в отдаленные районы психологов, логопедов, дефектологов, инструкторов по адаптивной физической культуре, методистов — специалистов по реабилитации инвалидов. Этот проект вошел в топ-100 лучших региональных проектов в рамках инициативы уполномоченного по правам ребенка «Вектор: Детство–2019» и стал победителем Всероссийского конкурса лучших управленческих региональных и муниципальных практик в сфере детства, организованного Агентством стратегических инициатив. 

Ну и, конечно, одним из самых успешных региональных социальных проектов является «Забота». Это дополнительная поддержка социально незащищенных слоев населения, в первую очередь выражающаяся в скидках в магазинах для пенсионеров, членов многодетных семей, ветеранов боевых действий и других категорий граждан. Социальный аспект проекта «Забота» — создание центров активного долголетия. Центры организуют разные мероприятия: концерты, торжественные вечера, посещение музеев, выставок. И направления деятельности таких центров постоянно расширяются. На мой взгляд, это именно тот опыт, которым мы готовы делиться, потому что реализация подобных проектов значительно расширяет сферу влияния социальной защиты населения. Все это помогает ассоциировать ее не только с различными выплатами, но и с вовлечением граждан в общественную жизнь. Это возможность показать людям, что они не одни, что безвыходных ситуаций не бывает.


Инфраструктура социальной защиты

Социальные услуги в регионе предоставляет 61 организация социального обслуживания. Десять из них негосударственные. Стационарным социальным обслуживанием занимаются 23 учреждения, где в целом количество мест превышает 4 тыс. Сюда же относятся две негосударственные организации на 450 мест. Таким образом, жители области имеют право выбора такого учреждения, и именно это помогает расти качеству и доступности оказываемых услуг.

«С 2017 года в регионе нет очереди в стационарные организации социального обслуживания, — говорит Александр Ершов. — Это очень важный показатель нашей работы. При этом нам также удалось удовлетворить потребность в социальном обслуживании на дому — его получают ежегодно более 9 тыс. пожилых людей и инвалидов».

Ежегодно за социальной помощью обращаются около 300 тыс. человек (26% жителей области), более 60 тыс. семей с детьми (37% от общей численности семей с детьми), в том числе около 4 тыс. семей с детьми-инвалидами (86% от общей численности семей с детьми-инвалидами).

Архив

№1(116) январь-февраль

Скачать

№2(117) март

Скачать

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№8(112) октябрь

Скачать

№9(113) октябрь

Скачать

№10(114) ноябрь

Скачать

№11(115) декабрь

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года