Время надежд и сомнений
Автор: Андрей Сычев, Александр Мальцев 11 января 2021 г.
Принятие бюджета на 2021 год могло бы показаться рутинным процессом, однако мы живем с вами в удивительное и непростое время, поэтому процедура принятия бюджета привлекает повышенное внимание. И в этом году при обсуждении бюджета в Законодательном собрании области не обошлось сюрпризов.
Дискуссионный вопрос
Согласно трехлетнему социально-экономическому областному прогнозу по основным экономическим показателям ожидается рост: по промышленному производству — на 3%, по ВРП в целом — на 1%. А это означает, что от наших предприятий, несмотря на вирусные трудности, ожидаются еще большие успехи.
И в этом смысле региону повезло, так как наши крупнейшие налогоплательщики поставляют свой товар за рубеж и получают доход в долларах и евро, а ослабление курса рубля в этой ситуации всегда выгодно.
Но не все так гладко. Например, размер налога на прибыль, отчисляемого Северсталью в областной бюджет, прежде радовавший своим увеличением, сейчас скорее печалит. В частности, в 2018 и 2019 годах металлурги поставляли порядка 13 млрд рублей, в 2021 году, скорее всего, этот показатель снизится в два раза — до 6,5 млрд. А это выпадающие бюджетные доходы.
В причинах резкого уменьшения налоговых отчислений депутаты разбираться не стали, на повестку дня вышел другой, не менее актуальный вопрос — об эффективности предоставления крупнейшим налогоплательщикам налоговых льгот. Эту тему заострили депутаты сразу двух парламенских фракций — «Справедливая Россия» и КПРФ.
«Напомню, в недавнем прошлом нас пытались убедить в том, что предоставленные преференции металлургам в размере 700 млн рублей, говоря образно, дали обильные плоды в виде увеличения бюджетного дохода по налогу на прибыль — до 13,4 млрд рублей. А что мы видим сегодня? Налоговые льготы для металлургов возросли в три раза — до 2 млрд, при этом отдача в областной бюджет сократилась в два раза — до 6,5 млрд руб.», — заметил в своем выступлении во время публичных слушаний руководитель фракции СР Виктор Леухин.
Его поддержал лидер фракции КПРФ Александр Морозов. «В первую очередь хотелось бы остановиться на законе, который дает льготы тем или другим группам бизнеса по налогу на прибыль. Выясняется, что на сегодняшний момент этот закон в плане инвестпроектов работает только для трех предприятий. Наше предложение: исключить из этого закона статьи, которые касаются предоставления льгот этим предприятиям», — заявил депутат.
Выпады в сторону «бюджетного кормильца» не остались незамеченными коллегами от правящей партии. «Мы должны помнить, что благодаря инвестиционным льготам в регион пришли такие организации, как «Апатит» и ВАД. Что касается Северстали, то мы получаем новое производство, агрегаты, делающие новую продукцию, которая продается. И с этих денег налоги платятся в областной бюджет. Бесконечно запускается экономический цикл. Если этого не делать, то нечего будет и делить», — парировал депутат Андрей Макаров.
Чуть позже в дискуссию втянулись и другие депутаты от «Единой России». Смысл их несогласия с оппозиционными фракциями был сведен к нескольким аргументам.
Прежде всего, инвестиционное законодательство действует не только для крупных налогоплательщиков, но и для других представителей бизнеса. И если закон о налоговых льготах отменять, то пострадают многие предприниматели.
На это обратил внимание спикер парламента. «Не исключено, что законодательство несовершенно, требует корректировки. Но такой подход — отмена налоговых льгот — однозначно противоречит действующему законодательству… Наша задача — создать все условия для развития экономического потенциала региона, а не создавать дополнительные сложности для бизнеса», — сказал председатель ЗСО Андрей Луценко.
Следующий аргумент обозначила начальник департамента финансов Валентина Артамонова: «Мы проанализировали, какой объем налоговых льгот предоставляется в рамках заключенных инвестиционных соглашений и какие объемы налоговых поступлений мы имеем. Начиная с 2018 года было предоставлено 14 млрд рублей налоговых льгот. При этом объем налоговых поступлений составил 142 млрд рублей. Льготы используются настолько эффективно, что за все периоды налоговые поступления были выше, чем это предусмотрено соглашениями».
Вопрос на 10 миллиардов
В этом году во время первого чтения в расходной части этого финансового документа образовался провал величиной в 10 млрд рублей. На это обратила внимание во время публичных слушаний фракция СР.
Причина провала, разумеется, кроется в доходной части бюджета. Во-первых, в период первого чтения было непонятно, сколько средств выделит региону федеральный центр, который обещал дать областной казне 4–6 млрд рублей, не более. Но были опасения, что и с этой помощью — с учетом нынешних ковидных реалий — может случиться накладка.
Во-вторых, теоретически расходную часть бюджета можно расширить за счет увеличения его дефицита. Но при данном раскладе это было бы проблематично, поскольку закон не позволяет увеличивать этот дефицит без средств на его покрытие. А это либо коммерческие кредиты, либо дополнительные бюджетные доходы, либо переходящие остатки прошлого года. Практика прибегания к банковским займам была признана неправильной, объем дополнительных доходов пока под вопросом.
Поэтому верстальщикам бюджета ничего не оставалось, как подстраховаться переходящими с прошлого, 2019-го, года остатками в размере 6 млрд рублей. Надо сказать, аналогичным образом в 2020 году был сверстан девятимиллиардный дефицит (бюджет 2019 года, напомним, был профицитным).
Между тем федеральный центр в качестве финансовой помощи региону ко второму чтению областного бюджета выделил 10 млрд рублей. И это, пожалуй, можно назвать одним из главных приятных сюрпризов, о чем не преминул упомянуть Андрей Луценко: «Напомню, на прошлой сессии при принятии бюджета в первом чтении были учтены дополнительно распределенные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на три года в сумме 21,6 млрд рублей, в том числе на 2021 год — 10 млрд. Основная часть этих средств направлена на поддержку отраслей социальной сферы».
Протестный выпад
Еще один сюрприз сделала партия ЛДПР. Во время первого чтения руководитель фракции Владимир Селяков заявил: «Мы поддержим проект бюджета в первом чтении, поскольку часть наших предложений были учтены». Казалось бы, фракция проголосует за проект бюджета и во втором чтении, но этого, к удивлению, не произошло.
Фракция ЛДПР проголосовала «против», хотя проект бюджета и стал более наполненным. В связи с тем что на этот раз руководитель фракции публично не аргументировал столь противоречивое решение, можно сделать вывод, что установка была дана центральным штабом.
Кроме ЛДПР, аналогичную позицию заняла и фракция КПРФ. В итоге семь голосов «против» от двух фракций повергли экспертов в раздумья о подготовке партий к будущим выборам.
Другие материалы
Президент заявил о возможности смягчения ограничений по коронавирусу
Выздоровевших становится больше, чем заболевших.
В России стартовала массовая вакцинация от коронавируса
Первыми стали прививать жителей Колымы.
Другие материалы
Президент заявил о возможности смягчения ограничений по коронавирусу
Выздоровевших становится больше, чем заболевших.
В России стартовала массовая вакцинация от коронавируса
Первыми стали прививать жителей Колымы.
Архив