Правительство было вынуждено принять ряд кардинальных мер
Автор: Егор Елин 21 октября 2020 г.
Федеральные меры поддержки малого бизнеса постоянно проходят актуализацию в соответствии с фазами прохождения коронакризиса. Насколько ощутим эффект от реализации этих мер? Об этом мы поговорили с исполнительным директором «Опоры России» Андреем ШУБИНЫМ.
— Как бы вы оценили меры поддержки, которые были оказаны малому и среднему бизнесу весной и летом этого года в связи с введением ограничений?
— Это непростой вопрос. Дело в том, что с самого начала выработка мер поддержки происходила в тесном взаимодействии власти и бизнеса, поэтому многие предложения бизнес-сообщества обсуждались на различных площадках, в том числе самого высокого уровня. Одной из них стал оперативный штаб правительства под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова, в котором участвовали и эксперты «Опоры».
Диалог был прямой и честный. Однако не все наши предложения и идеи пока реализованы.
При этом нужно отметить, что кризиса такого рода в истории не было. И пришлось принимать радикальные, но вполне оправданные решения — от моратория на проведение проверок и переноса срока уплаты налогов, взносов и отчетности до разработки отдельных новых кредитных продуктов.
Особо стоит обратить внимание на такую меру, как введение моратория на контрольно-надзорные мероприятия. Как результат — число проверок в период пандемии снизилось примерно в три раза, без какого-то ущерба жизни и здоровью людей. Это особенно важно отметить, так как никаких существенных проблем не было. Что это значит? Что сейчас требований очень много и количество контрольных мероприятий явно завышено! Мораторий показал необходимость кардинального пересмотра нормативной базы и отношения к бизнесу.
— Насколько эти меры были своевременны, необходимы, достаточны?
— С течением времени фаза кризиса менялась, поэтому вырабатывались все новые и новые форматы поддержки. Часть из них заложена в национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который в настоящее время проходит актуализацию. Так, например, во время действия максимальных ограничений в связи с эпидемиологической обстановкой правительством страны была принята программа беспроцентного кредитования предприятий, сохраняющих занятость. Затем, когда ограничения начали сниматься, была запущена программа кредитования под цели восстановления бизнеса («кредиты под 2%»). По состоянию на сентябрь уже выдано 394 тыс. кредитов. Это стало одной из самых востребованных антикризисных мер.
В связи с ограниченностью финансовых ресурсов и тем, что разные сферы пострадали по-разному, были определены пострадавшие отрасли. Перечень таких отраслей регулярно расширялся, и сейчас к ним относится уже около 30% всех предприятий.
Подход, при котором пострадавшее предприятие определяется по коду ОКВЭД, часто критиковался, в том числе бизнес-сообществом. Предлагалось применять другой подход, на основании реальной картины по падению выручки. Однако в силу простоты администрирования правительство выбрало свой подход.
— По вашим наблюдениям, дошла ли помощь, о которой так много говорили власти, до получателей? Оказалась ли она действенной?
— Эффект от мер поддержки есть, об этом говорят цифры: для 6 млн компаний малого бизнеса снижены в два раза ставки страховых взносов; 2,2 млн субсидий было выдано пострадавшим компаниям на выплату зарплат; 293 тыс. предприятиям и ИП выданы субсидии на приобретение средств индивидуальной защиты на общую сумму 11 млрд рублей.
— Сейчас много говорят о необходимости более тесной кооперации малого, среднего и крупного бизнеса. Насколько эта тема актуальна?
— Для малого бизнеса кооперация с крупным бизнесом имеет очевидные преимущества. Появление спроса со стороны крупных компаний на инновационные разработки и продукцию — это перспективное направление диверсификации собственно малого предпринимательства.
За последние годы ряд регионов преуспел в построении технологических цепочек, предполагающих взаимодействие малого и крупного бизнеса. Это и Калужская область, и Республика Татарстан, и Ульяновская область.
Вместе с тем эта практика не нашла широкого распространения. Одна из сдерживающих проблем — сложная система сертификации и взаимодействия с крупным бизнесом. Это перспективное направление, которое требует отдельной работы.
— Вы представляете крупное бизнес-объединение. Приведите примеры, когда удалось отстоять интересы предпринимателей в диалоге с властями.
— Из серьезных общероссийских «побед», случившихся за последние 20 лет, можно отметить несколько. Это принятие в 2007 году федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства», который, по сути, создал систему государственной поддержки. Принятие в 2008 году федерального закона № 159 о льготной приватизации для малого бизнеса, позволившего десяткам тысяч предпринимателей без аукционов приватизировать арендуемое имущество. Принятие в том же году федерального закона № 294 о защите прав предпринимателей при проверках. Плановые проверки проводятся один раз в три года, внеплановые — только по согласованию с прокуратурой.
Из недавних «побед»: двукратное снижение ставки страховых взносов для малого бизнеса; введение моратория на проведение плановых проверок для малого бизнеса; введение возможности предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в случае если они осуществляют производство и (или) реализацию подакцизных товаров.
— «Опора России» совместно с Промсвязьбанком ежеквартально замеряет самочувствие бизнеса. Каково оно сейчас?
— Последние замеры по Индексу RSBI показывают оживление деловой активности. Индекс в августе все еще оставался в зоне снижения, однако его значение уже превысило уровень февраля. Если рост индекса с апреля по июнь был вызван ростом ожиданий, то с июля по август увеличение происходило за счет роста фактических компонент. Опережающее оживление активности в среднем и малом бизнесе связано в первую очередь с заметно большей доступностью кредитов.
Вместе с тем, ожидания по выручке снижаются второй месяц подряд. Рост выручки отметили 12% представителей МСП против 8% месяцем ранее, а сокращение — 60% (при 69% в июле), что сигнализирует о постепенном восстановлении экономики.
Падения выручки в августе ожидали 29% опрошенных, что сопоставимо с прошлым месяцем.
Роста продаж в августе ждали только 23% против 25% в июле, что сигнализирует об ухудшении ожиданий второй месяц подряд.
Число компаний, отметивших ухудшение условий бизнеса, составило 61%. Это меньше, чем в июле, и близко к значениям марта. При этом число позитивных оценок растет второй месяц подряд, хотя и остается очень низким.
Более 50% предпринимателей не ожидают изменений условий ведения бизнеса в ближайшее время. Доля негативных ожиданий еще превышает позитивные: 31 и 18% соответственно.
Другие материалы
Роман Новиков: «Я бы пообщался со Стивом Джобсом»
Фрилансер, независимый художник со своим авторским подходом
Другие материалы
Роман Новиков: «Я бы пообщался со Стивом Джобсом»
Фрилансер, независимый художник со своим авторским подходом
Архив