Обновились исторические максимумы биржевых индексов на бензин
Автор: Александр Нестеров 22 июня 2020 г.
В середине июня биржевой индекс бензина Аи-95 по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже перешагнул отметку 56 тыс. рублей за тонну. Таким образом, котировки установили рекорд за весь период наблюдений. Ободренный таким успехом Аи-95 решил не останавливаться на достигнутом и продолжил рост. Максимальная отметка была зафиксирована 18 июня и составила 57,3 тыс. рублей за тонну (правда, уже 19 июня она немного снизилась — до 57,2 тыс. рублей).
«В памяти многих всплыли события мая-июня 2018 года, когда вслед за биржевыми котировками вверх поползли розничные цены, подскочив за непродолжительный период на 10%. Но нынешняя ситуация, по всей видимости, связана с отменой режима самоизоляции, поэтому рост индексов вряд ли приведет к резкому и долговременному повышению цен на заправках», - считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Предыдущие «рекорды» отмечались в мае и октябре 2018 года. Именно тогда в России случился ценовой кризис на розничном рынке моторного топлива. Тогда в одной точке сошлось несколько неблагоприятных факторов: резко подорожала нефть (с 67 долл. в январе до 80 долл. за баррель в мае), параллельно с этим произошло резкое ослабление рубля. Рост нефтяных котировок привел к резкому увеличению налога на добычу полезных ископаемых, который занимает одно из ведущих мест в структуре цены нефтепродуктов в нашей стране.
Традиционный метод борьбы с резким ростом биржевых цен со стороны государства — увеличение предложения. Но в той ситуации это закономерно не сработало. Зато резкий рост розницы удалось остановить после снижения акциза в полтора раза. Кроме того, в июне подешевела нефть. «Она занимает относительно небольшую долю в структуре цены, но произошедшее благотворно сказалось на налогах, вшитых в себестоимость продукции.
Повторный виток кризиса случился в октябре 2018 года, когда вновь резко выросла цена на нефть — до 85 долл., или 5,5 тыс. рублей за баррель. В любом случае для нашего рынка не очень важно, сколько стоит нефть в долларах. Куда важнее, сколько она стоит в рублях. Долгосрочного ценового кризиса удалось избежать благодаря взаимодействию государства и крупнейших нефтегазовых компаний, а также резкому снижению цен на нефть, которое произошло на фоне перепроизводства черного золота в США», - пишет аналитик.
Ситуацию двухлетней давности от нынешней принципиально отличает поведение биржевых индексов Аи-92. В мае 2018-го они поднимались до 55 тыс. рублей за тонну (около 41,2 рубля за литр). В нынешних условиях их рост не превышал 50,9 тыс. за тонну (38,2 рубля за литр). И в целом уровень котировок на Аи-92 находился в пределах сезонной нормы.
По ряду оценок, этот вид бензина занимает около 40% всей корзины моторных топлив в нашей стране. Объемы потребления Аи-95 значительно меньше. Для выявления потенциальной кризисной ситуации куда важнее поведение более массового и востребованного бензина.
Стоит также отметить, что и котировки дизельного топлива не демонстрировали аномального поведения. В середине июня прошлого года они достигали 49 тыс. за тонну, аналогично и сегодня.
Резкое подорожание Аи-95 в середине июня, судя по всему, связано со стремительным ростом спроса, который произошел из-за отмены или частичного снятия ограничительных мер, принимавшихся для борьбы с COVID-19. По всей видимости, независимые игроки, столкнувшись с увеличившейся потребительской активностью, создали ажиотаж на бирже. После того как он спадет, а также повысится объем реализуемого на бирже топлива, индексы вернутся к нормальным для этого времени года уровням.
При этом не исключено, что небольшие сети могут поднять цены на своих заправках. Но такая ситуация при сохранении нынешней динамики роста спроса продлится недолго. Тем более что критических проблем с предложением со стороны нефтеперерабатывающих заводов в масштабах страны нет.
Другие материалы
Другие материалы
Архив