«ОПОРА РОССИИ»: микробизнес развивается хорошо, малый – хуже, а средний стагнирует
Автор: Дмитрий Соколов 2 сентября 2016 г.
Президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин дал интервью изданию «Лайф», в котором рассказал о том, какова сегодня в нашей стране обстановка с малым и средним бизнесом.
Глава «ОПОРЫ РОССИИ» отметил, что еще полтора года в России был очень серьезный тренд на снижение активности в секторе малого бизнеса. В результате «ОПОРА» предложила провести госсовет с участием президента Владимира Путина, чтобы исправить ситуацию.
– В выступлении президента были приведены яркие цифры и обозначены те вектора, по которым нужно двигаться. Рабочая группа очень качественно отработала, было 21 поручение, из которых на сегодняшний день 15 уже выполнены, два находятся в процессе исполнения, два поручения прокуратуры также работают, и только три не исполнены, – сообщил Александр Калинин. – Ситуация в микробизнесе сегодня в позитиве. Количество индивидуальных предпринимателей за полтора года выросло в стране на 4,7%. Только за этот год количество ИП выросло на 2,7%. И оно растет. То есть условия для ведения микробизнеса сегодня в стране существенно улучшены. К примеру, почти во всех субъектах на два года введены налоговые каникулы для вновь открывшихся индивидуальных предпринимателей. Причем с достаточно широкой сферой деятельности: производство, сфера услуг и так далее. Затем по микрофинансированию были приняты существенные регуляторные изменения. Для банковского сектора с первого июля введен KPI по зарплате банкиров по кредитованию малого бизнеса. У них теперь премии привязаны к тому, как они кредитуют малый бизнес. Были очень серьезные подвижки по реформе системы контроля и надзора. Мы увидим в конце года новый закон. И, наконец, создана госкорпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Наверное, главное, что она сделала, – это система мониторинга и гарантирования закупок крупнейших госкорпораций, а речь идет о триллионе рублей в год, и чтобы эти деньги четко шли на предприятия малого и среднего бизнеса, и с ними рассчитывались за 30 дней. Причем с первого августа заработал реестр предприятий малого и среднего бизнеса и уже не получится под это дело отдавать эти деньги своей «дочке», «внучке».
В то же время президент «ОПОРЫ» отметил, что, в отличие от микробизнеса, в таком секторе, как малый и средний бизнес, России хвастаться нечем.
– У нас количество средних предприятий в стране 13 тысяч. И оно не растет, – отметил он. – Кстати, первым на это обратил внимание Андрей Никитин, глава «Агентства стратегических инициатив». У нас действительно основная проблема – средний бизнес. Когда предприятие начинает расти и переходит на общую систему налогообложения, у него возрастают риски и сама налоговая нагрузка, начинается жесткая конкуренция с другими предпринимателями. А никакого лифта для перехода малого бизнеса в средний не создано. То есть нагрузка резко возрастает, а никаких преференций как таковых нет. Поэтому у нас нет этих «газелей», а это действительно локомотив экономики. Над этим нужно работать. У «ОПОРЫ» есть предложения, но они говорят о создании определенных преференций в налоговой, в финансовой, таможенной сферах. На это нужно идти, потому что иначе ситуация будет такой же, как сейчас.
По мнению Александра Калинина, сегодня в топ-3 самых горячих бизнес-проблем входит вопрос взаимоотношения предпринимательства и контрольно-надзорных органов. Ситуация начала меняться в более-менее лучшую сторону только после организованного «ОПОРОЙ РОССИИ» форума «Малый бизнес – национальная идея?», где присутствовал Владимир Путин. По итогам форума президент разработал ряд поручений министерствам и ведомствам, и проблема начала понемногу решаться. Уже есть план по кардинальной реформе взаимоотношений контрольно-надзорных органов и бизнеса.
– Это и переход на рискоориентированный подход, и то, что первая проверка будет без штрафов, и то, чтобы существенно повысить уровень доверия между бизнесом и контрольно-надзорными органами. Прежде всего за счет уменьшения количества самих проверок и повышения квалификации и уровня зарплаты тех людей, которые осуществляют контроль и надзор, – сказал Александр Калинин. – Уже внесены изменения в КоАП, в июле президентом был подписан соответствующий указ, где первая проверка в отношении малого и среднего бизнеса должна быть без штрафов, а только с выписыванием предупреждений. Я надеюсь, что ситуация будет меняться достаточно быстро, мы держим руку на пульсе этих мероприятий, участвуем во всех рабочих группах.
В целом же, по мнению руководителя «ОПОРЫ», отношение к предпринимательству и в обществе, и у чиновников меняется к лучшему.
– Мне достаточно крупные чиновники говорили последний год о том, что они стали задумываться, принимая решения, о том, что они сами будут в рядах малого и среднего бизнеса после выхода на пенсию или завершения госслужбы, – сообщил он. – Поэтому они думают дважды – не приведет ли их решение к дополнительной нагрузке на бизнес.
Александр Калинин выступил против предложений министерства финансов о повышении налогов на российский бизнес.
– Мне кажется, что это будет ошибкой. А ошибочные цифры идут от того, что они собираются дефицит бюджета снизить с 3 до 1%. У меня вопрос: зачем? Зачем снижать инвестиционную активность бюджета? Многие страны проходили период депрессии, стагнации. Известный пример – Великая депрессия в США. Наоборот, бюджетные расходы снижать нельзя, их нужно увеличивать. У нас что, в стране дороги хорошие? – заявил он. – Я говорю, что не нужно снижать бюджетные расходы, я в этом поддерживаю правительство. И не нужно повышать налоги на бизнес, он и так обременен сейчас. Зачем закладывать цифры дефицита бюджета 1%? Это хорошо делать в тучные годы.
Особо президент «ОПОРЫ РОССИИ» отметил такую проблему, как рост неплатежей бизнесу со стороны заказчиков – государственных и муниципальных органов власти и предприятий.
– Ситуация достаточно серьезна, причем очень часто рост неплатежей провоцирует бюджеты госкомпаний, – подчеркнул он. – Мы давно говорим о том, что необходимо наводить порядок по исполненным контрактам, по подписанным актам. Должны быть четкие сроки платежа, к примеру 30 дней. «ОПОРА РОССИИ» добилась, чтобы такое было по спецторгам для малого бизнеса. Либо, если это действительно длинный контракт и стороны заранее договорились на длительные сроки расчетов, к примеру на год, давайте разрешим институт факторинга.
Фото: ob-zor.ru