Каждому производителю в России надо предложить свой канал сбыта, свой торговый формат

Развитие малых торговых форматов: мобильной и нестационарной торговли, рынков и ярмарок, несетевых магазинов – это сегодня одна из ключевых задач государства в сфере торговли. Так считает министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, давший интервью газете «Известия».

Чтобы вдохнуть жизнь в ярмарочную культуру, власть должна предложить каждому товаропроизводителю в России свой канал сбыта, свой торговый формат. Тем более, что, по данным Росстата, только в 2014 году доля продукции, произведенной хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (включая индивидуальных предпринимателей), от общего объема производства в России составила: картофеля – 88%, овощей – 83,5%, скота и птицы на убой – 28%, молока – 53%, яиц – 22%, меда – 98%. Более того, в небольших хозяйствах имеется серьезный резерв для наращивания производства, что крайне важно для обеспечения продовольственной безопасности страны.

Однако в товарном обороте участвует лишь незначительная часть этой продукции – всего около 15%. Поэтому на данный момент проблема состоит именно в сбыте мелкими производителями своей продукции.

– Чтобы кардинально изменить ситуацию с ассортиментом и ценами на продукты питания, мы должны решить задачи на высоком законодательном уровне. Это не только вовлечет в оборот огромный объем продукции, производимой мелкими хозяйствами, но и нарастит эти объемы, – считает Денис Мантуров. – Достичь этого возможно только путем создания гарантированных стабильных каналов розничного сбыта. Таких, которые будут адекватны мелкому производству. Однако и этого недостаточно. Должно быть создано специальное звено, которое будет стыковать мелкого производителя с мелким торговцем.

Сегодня непосредственные производители, в том числе фермеры, по объективным причинам не могут осуществлять своими силами розничную продажу производимой ими продукции. Это связано с тем, что розничная торговля, даже в своих простых формах, таких, например, как ярмарочная торговля, – довольно специфический вид деятельности, требующий особых подходов, навыков и компетенций.

В мировой практике существует формат специальных длительных коммерческих отношений между мелкими производителями и предпринимателями, которые профессионально продают товары на ярмарках, рынках, через автолавки и иные малые торговые форматы.

Кроме того, эти мелкие производители зачастую объединяются в различные потребительские общества, которые консолидируют производимые ими товары и централизованно организуют ярмарочные мероприятия. В этом случае профессиональными организаторами ярмарок выступают потребительские общества и  объединения предпринимателей. И это — одна из самых эффективных форм организации ярмарок, широко распространенная до революции, которой только предстоит возродиться в России.

Например, в период столыпинских реформ большинство крестьянских хозяйств было объединено в различные артели, с помощью которых крестьяне консолидировали объемы продукции, организовывали ее переработку и сбыт как внутри страны посредством ярмарок, магазинов, так и на экспорт. Во многом благодаря этому Россия стала тогда ведущим экспортером продуктов — в частности, сливочного масла. Отечественная кооперация имеет давнюю и славную историю, которая началась еще в XIX веке, и сегодня нам предстоит возвращаться к этому опыту.

– Уже сейчас Минпромторг начал плотное сотрудничество с крупнейшим объединением потребкооперации России – Центросоюзом. В качестве первого шага мы предложим изменения в закон о торговле, которые значительно упростят проведение ярмарок, – подчеркнул министр. – В триаде «производитель – организатор ярмарки – торгующий предприниматель» ключевая роль принадлежит именно организатору ярмарки, который создает ее как мероприятие, организованную инфраструктуру для торговцев.

По мнению Дениса Мантурова, в федеральном законе необходимо закрепить обязанность органов местного самоуправления предоставлять организаторам ярмарок специальные площадки, а при наличии споров о месте и времени организации ярмарки проводить согласовательные процедуры по правилам, устанавливаемым законодательством субъекта Российской Федерации. Целью этого процесса должно быть гарантированное предоставление организатору ярмарки площадки, пригодной для организации коммерчески эффективного мероприятия.

– В таком случае профессиональные организаторы ярмарок, прежде всего потребкооперация, смогут создать гарантированные каналы сбыта, и мы наконец-то добьемся вовлечения в товарооборот тех самых огромных резервов продовольствия от мелких хозяйств, – уверен министр. – На сегодня законопроект о ярмарках готов для публичного обсуждения и согласования на сайте regulation.gov.ru. По нашему замыслу, внесение поправок в закон о торговле позволит развиваться специализированной деятельности частных организаций и потребкооперации по организации ярмарок.

Помимо ярмарок, потребкооперация станет серьезным участником мобильной торговли. Уже сейчас действуют около 20 тыс. автолавок, которые обслуживают прежде всего отдаленные труднодоступные населенные пункты. Поэтому законопроект о мобильной и нестационарной торговле, который будет внесен Минпромторгом в Госдуму в первом полугодии 2017 года, даст дополнительный серьезный толчок не только для развития этого вида торговли, но и для автопрома и сопутствующих сервисов. По скромным подсчетам, дополнительно потребуется около 50 тыс. автомагазинов, автокафе, фуд-траков. Это будут не только представители потребкооперации, но и сами производители: небольшие региональные мясные, молочные комбинаты. Они обязательно воспользуются возможностью создать прямые каналы продаж через своих дистрибуторов.

Фото: minpromtorg.gov.ru

Архив

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года