Шутка мецената
Заря рыночных реформ в России — время, когда бизнес, слившись в экстазе с властью и с силовиками, накапливал первичный капитал. В считанные дни можно было стать миллионером, затем разориться и снова разбогатеть. Но был и другой мир, где многие едва сводили концы с концами. Особенно бедствовали актеры, с которыми автору этих строк одно время пришлось немного общаться в клубе «Меценат».
Этот клуб был организован в вологодском Доме актера в 1992 году. Прежде я часто любил там бывать с компанией творческих людей, где однажды познакомился с хозяйкой заведения Ириной Горожановой, энергичной особой, которая всеми силами пыталась помочь Вологодскому отделению Союза театральных деятелей России.
При первой нашей встрече я поделился с ней рецептом приготовления супа под названием «Костянка». И он нисколько ее не удивил, поскольку, как призналась хозяйка заведения, суп из «голых» костей она варила уже давно — за неимением нормального мяса в магазинах. Да и гастрономический «репертуар» кафе Дома актера в то время особыми изысками не отличался. Лишь бюджетная яичница, которую наловчился жарить полусонный статный актер, всегда была в достатке.
Узнав о первом заседании клуба «Меценат», я решил непременно там побывать. Войдя в кафе, я увидел немало знакомых руководителей крупных промышленных предприятий. Они явно походили на меценатов. Солидности им добавляла напускная серьезность, слегка диссонирующая с раскрепощенной обстановкой, создаваемой некоторыми представителями предпринимательского сообщества «новой волны».
Их джентельменский «золотой» набор включал в себя часы «Ролекс», печатку (именуемую в народе «гайкой») и массивную цепь, выгодно смотревшуюся на накачанной борцовской шее. Одни начинающие предприниматели прожигали деньги в ресторанах, другие давали под проценты в рост, третьи скупали или отжимали предприятия. Но все они — так или иначе — сохраняли тягу к прекрасному…
В начале мероприятия артисты, приглашенные на разогрев важной публики, показали отрывки из спектаклей да исполнили пару песен. А устроительница званного вечера Ирина Горожанова рассказала о дореволюционном благотворительном движении. «И в наши дни мы наблюдаем возрождение меценатства. Как хорошо, что такие люди пришли на этот вечер и, насколько мне известно, готовы оказать посильную помощь актерскому сообществу», — произнесла она торжественным голосом заключительную фразу.
В зале повисла тишина, поскольку далеко не всем гостям было ясно, когда и каким образом следует делать взносы — прямо сейчас или позже. Эта сцена напоминала заседание тайного «Союза меча и орала» из «Двенадцати стульев». Не хватало разве что бендеровской фразы: «В порядке старшинства, господа, начнем с уважаемого Максим Петровича».
Ревизорскую паузу нарушил спортивного вида предприниматель, расположившийся за почетным средним столиком.
Слушая лекцию о меценатах, он одновременно обнимал двух девиц, их-за смеха которых организатор клуба была вынуждена периодически прерывать лекцию и пристально смотреть на эту веселую компанию.
Когда речь зашла о сборе денег, подвыпивший гость оживился и громко сказал: «Я готов сделать взнос!» С этими словами новоявленный меценат вытянул из кармана пиджака толстую пачку купюр. Горожанова явно не ожидала такого поворота событий, поскольку предполагалось, что взносы будут перечисляться по безналичному расчету. «Нет у меня никакого счета в банке, только наличные. Вот вам деньги. И запомните мое имя — Иван Кри-ший!», — с нескрываемой гордостью произнес меценат.
Сперва мне показалось, что устроители вечеринки специально наняли артиста, чтобы повесить публику клоунадой. Но, услышав его фамилию, я вспомнил, что не раз сталкивался с ней. Рассказывали, что этот человек в недавнем прошлом преподавал физкультуру, а в разгар перестройки занялся бизнесом и разбогател на перепродаже продуктов питания.
Людей такого типа я часто встречал в вологодских ресторанах. Впав в раж от выпитого, они демонстративно трясли шальными деньгами, буквально сорили ими, кидая купюры то в музыкантов, то на пол, отплясывая на них залихватский танец. Таким способом они демонстрировали свое отношение к шальным (или «левым») деньгам, которые следовало поскорее потратить — таков был обычай, иначе фортуна отвернется. К слову, как показала практика, эта примета обычно сбывалась.
Вскоре деньги нашего мецената перекочевали на принесенный официанткой поднос, а публика в недоумении начала расходиться.
С того времени я больше не встречал в клубе тех руководителей крупных предприятий. Зато приличным предпринимателям среднего достатка, за чей счет накрывались столы в том же кафе, полюбились посиделки с актерами. Впоследствии я их встречал в других клубах бизнес-сообщества — так зарождалась практика светского общения руководителей «в своем кругу».
Разговоры за столом велись светские — о погоде, о новинках в мире моды, выставках и всяких застольных пустяках. Обычно я рассказывал какие-то забавные истории в стиле английского писателя Джерома.
Однажды разговор в компании зашел о свадьбе. И тут одна «девушка из высшего общества», всплеснув руками, сказала: «Ой, вы знаете, нам на свадьбу подарили барашка. Он был весь такой беленький, красивый — просто прелесть, я его с шампунем в ванной намыла…» «И где этот барашек?» — поинтересовались собеседники. «Как где? Мы его ножом по шее — и кирдык барашку», — ответила блондинка и громко засмеялась. Супруг молча вышел из зала. «А че я такого сказала?», — удивилась она, увидев недоуменные лица. Актеры с молчаливым ужасом взирали на нее и налегали на спиртное.
Шло время. Жизнь клуба «Меценат» тоже шла своим чередом. Компания спонсоров поредела. В незатейливых застольях участвовало всего несколько гостей, главным из которых был Павел Куд-шов. К своим 24-м годам он уже знал и взлеты, и падения. Ко времени описываемых событий оборот его разросшейся многопрофильной фирмы перевалил за миллиард рублей.
Несмотря на большие деньги, меценат жил очень скромно: встретив его на улице, его можно было принять за бедного студента. «Ну и пусть так думают, зато по голове трубой не стукнут в подворотне», — говорил предприниматель. Но на благие дела денег он не жалел. А потому в Доме актера он был всегда желанным гостем, и в клубе ему отводилось почетное место.
Павел был одним из тех людей, кто, как говорится, держался до конца. Когда в клубе начался упадок, то миллионер бронировал все столики и сидел со своими друзьями — все равно зал пустует.
В один из таких вечеров Павел, как обычно, восседал в центре большого П-образного стола и ожидал выступления артистов. «Дежурные» актеры немного припозднились — у них умер коллега. Молодой миллионер подозвал устроительницу посиделок и попросил, чтобы артисты, вытиравшие за рюмкой слезы печали, как можно скорее устроили для него представление, а то он устал ждать. Пришлось их упрашивать, они упирались. Павел настаивал: «Пойте и пляшите, раз я деньги даю».
Актер вышел лишь один. С грустным видом персонажа Пьеро он прочел какую-то балладу, отчего на душе начали скрести кошки. Но спустя некоторое время компания актеров отошла от пережитого и вместе с Павлом и его друзьями затянула бодрые песни. Вечер удался.
Вспоминая эти эпизоды, я надеялся, что найду хоть какую-то информацию об этом отрезке жизни Дома актера. А обнаружил лишь это: «Вологодский Дом актера был открыт в 1989 году как учреждение культуры Вологодского отделения Союза театральных деятелей России. В 1992 году из-за недостатка средств Секретариат СТД РФ передал провинциальные Дома актера на балансы областных отделений СТД РФ и перевел на самофинансирование. Несмотря на такие тяжелые финансовые условия, вологодский Дом актера не только не свернул свою деятельность, но и значительно ее расширил. Во многом это было заслугой председателя Вологодского отделения СТД РФ, Почетного гражданина Вологды, Народного артиста России Алексея Васильевича Семенова».
Не умаляя заслуг этого действительно талантливого актера, я считаю, что именно его толковый заместитель Ирина Горожанова, можно сказать, спасала организацию от разорения. И помогала материально бедствующим актерам. Это ей пришла в голову идея финансирования организации за счет «новых русских», которых она объединила в некий клуб.
С той поры прошло много времени, а организатор клуба до сих пор трудится все на том же месте. Но всем известно, что хозяйка Дома актера именно Ирина Горожанова, чей, казалось бы, незаметный вклад в развитие театрального сообщества еще нам предстоит оценить. Нынче перед ней стоят иные задачи, которые она с блеском выполняет.
Оставить комментарий: