Бублик для губернатора
Когда я однажды перебирал пожелтевшие бумаги в своем архиве, мне попалась на глаза визитка главного президента информационного агентства «Пари» Алексея Свистунова, являющегося главредом «Книги рекордов России». Я вспомнил, что ее Алексей Орестович дал мне в период установления нового отечественного рекорда по выпечке бубликов огромных размеров. Однако те бублики оказались лишь дыркой…
О всероссийском рекорде был сделан репортаж — «55 бубликов весом по шесть килограммов каждый готовят к юбилею губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева его избиратели и пекари вологодской фирмы «Славянский хлеб»». Мероприятие было приурочено к двум событиям регионального масштаба: во-первых, 17 ноября 2001 года тогдашнему губернатору Позгалеву исполнилось 55 лет и, во‑вторых, столь необычным способом динамично развивающийся российский холдинг «ОГО-Агропром» отметил вхождение своей компании в нашу область: тогда компания приобрела Шекснинский комбинат хлебопродуктов, Вологодский комбинат хлебопродуктов и «Славянский хлеб».
При этом у думающего читателя (и автора) неизбежно возникал вопрос: «Каким образом у ОГО оказалось во владении столько предприятий, имеющих для региона стратегическое значение?»
«Кто владеет мукомольными предприятиями, тот впоследствии через предоставляемое сырье получит доступ и к другим продовольственным ресурсам», — любили повторять областные чиновники. Оно и понятно: именно оттуда поставлялась мука на хлебокомбинаты, а комбикорма — в агропредприятия.
После продажи акций на первичном рынке стали известны имена владельцев нового ОАО «Вологдахлебопродукт»: федеральной структуре «Экспортхлеб» принадлежало 34,42% акций, а вологодской фирме «Регионинвест» — 39,91%. Затем в портфеле Константина Никольского, совладельца «Регионинвеста», появилась «Шекснинская мельница». В совокупности эти приобретения давали ему возможность контролировать весь региональный мукомольный рынок.
Уже тогда стало ясно, что затевается концентрация акций стратегических предприятий в руках, как говорится, «группы товарищей» — бывших и настоящих. Бенефициаром скупки предприятий была столичная структура, имевшая, очевидно, выход на Минсельхоз. Руководствуясь этой версией, можно было предположить, что следующий возможный «инвестиционный удар» будет нанесен по трем ключевым хлебопекарным предприятиям региона. Нужно сказать, что к тому времени этими тремя предприятиями владели успешные руководители: Александр Болотуев управлял «Череповецким хлебокомбинатом», Владимир Малек возглавлял «Вологодский хлебокомбинат», а «Славянским хлебом» руководил Олег Фомичев.
В то время автор этих строк предупреждал Олега Константиновича о возможном поглощении «Славянского хлеба» группой Никольского. Тот поинтересовался: «Каким образом?» «Все очень просто. Вам дают неограниченный товарный кредит мукой, а потом создадут такие условия, что вы не сможете оплатить его. Кредитор подает на банкротство. В итоге акции при любом раскладе оказываются у него», — пояснил я. Не поверил мне тогда Фомичев, а зря.
По косвенным признакам определить положение предприятия было несложно. Во-первых, в то время «Славянский хлеб» работал преимущественно по госзаказам, поставляя черный хлеб и макароны в бюджетные учреждения. Во второй половине 90‑х у государства «живых» денег было мало — в основном расчет велся векселями. Насколько я помню, в ходу у «Славянского хлеба» были векселя «Инком-банка», с которым случилась проблема.
Во-вторых, рентабельность завода была чрезвычайно низка, в отчетах были если не убытки, то лишь небольшая прибыль. К тому времени оборотные средства у предприятия практически отсутствовали, и Фомичев был вынужден прибегать к товарным заимствованиям.
В-третьих, хлебокомбинат затеял широкомасштабную модернизацию — и еще больше погрузился в долговую пучину. Спустя некоторое время, как и было предсказано, кредитор поставил условие: либо получаешь неплохие отступные и уходишь, либо мы вынуждены подать на банкротство, поскольку занятое ты вернуть не можешь. Вполне понятно, что Олег Фомичев из двух зол выбрал первое, получил за свои акции неплохую сумму, стал депутатом ЗСО, где и работал продолжительное время.
Далее надо было как‑то договариваться с двумя оставшимися предприятиями. Однако с ними вышла загвоздка. За директором «Череповецкого хлебокомбината» стоял столь мощный административно-силовой ресурс, что Никольский решил в город металлургов попросту не соваться.
Зато к акциям ЗАО «Вологодский хлебокомбинат» группе Никольского удалось подобраться довольно близко. Вначале были уговоры через разных предпринимателей, потом давление увеличилось.
Кроме того, группа пыталась вскрыть общество через «троянского коня». В то время в России таким образом поглощались многие закрытые акционерные общества. Схема такая: среди акционеров предприятия всегда можно отыскать человека, кто бы подарил хотя бы одну акцию; через эту самую акцию открывается путь к реестру акционеров, которых тоже можно разными способами уговорить продать бумаги.
Неизвестно, чем бы дело закончилось, если бы Малек не предпринял адекватные ответные меры, ибо связями он обладал непомерными. К тому же, медиа начали именовать Константина Николаевича не иначе как «хлебным олигархом, подмявшим под себя региональный мукомольный рынок». Встретив отчаянное сопротивление и устав от нападок, Никольский решил больше не искушать судьбу, так и не собрав в единый лот ключевые отраслевые предприятия.
Происходили эти события в период окончания ельцинской эпохи. В то время был отправлен в отставку министр сельского хозяйства Владимир Щербак, ставший вскоре президентом крупнейшего молочного холдинга. А министерское кресло занял Алексей Гордеев. Руководителем департамента регулирования продовольственных рынков, то есть его правой рукой в Минсельхозе, стал Аркадий Злочевский.
Именно Злочевский являлся идеологом объединения мукомольных и хлебопекарных предприятий страны с целью создания управляемого вертикально-интегрированного холдинга — от поля до прилавка. Дело это было нелегким. Немногим ранее Аркадий Злочевский предложил заинтересованным лицам незатейливую схему. Первый этап включал в себя проведение зерновых закупочных интервенций и формирование федерального зернового фонда. Эта мера была призвана обуздать рост спекулятивных цен на зерно и установить новые четкие правила игры в этом сегменте продовольственного рынка. В конечном итоге это позволило сбить цену у спекулянтов и обеспечить зерном все нуждающиеся регионы.
О втором этапе знали лишь избранные. Он включал в себя взятие под контроль ключевых мукомольных предприятий в регионах. Сверху на места были разосланы тайные депеши о возмездной передаче акций мельниц и хлебокомбинатов. Разумеется, Никольский не возражал и продал «ОГО-Агропром» свои предприятия под аплодисменты областных чиновников.
Это решение предшествовало установлению рекорда по выпечке бубликов для губернатора. И уже никто не удивился, когда Алексей Дюмулен, глава суперагрохолдинга, предложил Владимиру Малеку уступить по хорошей цене акции ВХК. Но разговора не получилось. Чуть позже в авторитетном журнале «Эксперт Северо-Запад» появилась заметка «Хлебный передел», в которой намекалось на то, что «хлебный ларец», который приобрело ОГО единым лотом, немного раздербанен.
Вскоре Дюмулен попал в опалу и был отправлен командовать птицефабрикой. А Никольский приобрел мельницу в соседнем регионе — Костромской области. В пылу откровения топ-менеджеры ОГО, перешедшие на работу к Никольскому, поведали автору этих строк о причине «отставки» Дюмулена: «Сперва Алексей Вадимович всегда советовался с нами. Потом появились статьи в газетах, где его называли «мукомольным олигархом». Он мечтал разбогатеть и, узнав, что он олигарх, сильно «зазвездился»: все решения принимал сам, перестал с нами советоваться. Мы не смогли работать в такой обстановке. Потом и он исчез. Не смог, видимо, без команды работать».
В 2006 году в Вологду приехал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, у которого я спросил: «Алексей Васильевич, скажите, не видите ли вы опасности в монополизации мукомольного рынка фирмой ОГО?» К моменту приезда министра в Вологду компания владела более чем 40 предприятиями страны, занимающимися производством муки и комбикормов, зерновым трейдингом и хранением зерна, производством хлебобулочных и кондитерских изделий, птицеводством. Выручка холдинга составляла 11 млрд руб.
Услышав вопрос, министр побледнел. Было видно, что он понимает, с каким подвохом задан вопрос. К этой теме он приложил не только руку, но и весь ресурс. Ответ за Гордеева держал Позгалев, который заявил о несокрушимости и важности холдинга для региона. Не прошло и трех лет, как Гордеев покинул министерский пост. А вскоре с ним из‑за разногласий между акционерами рухнуло и ОГО.
Вот так и получилось, что губернатор Позгалев рассчитывал на бублик, а региону нынче досталась от него лишь дырка.
Оставить комментарий: