«Лучший стандарт управления — это здравый смысл»
Автор: Андрей Ненастьев 25 февраля 2020 г.
#Алекс Езрахович #промышленный форум #сертификация менеджмента
Крупный эксперт в вопросах сертификации и аудита систем менеджмента Алекс Езрахович, живущий в Австралии, побывал в Череповце на международном промышленном форуме. Журналист «БиВ» встретился с Алексом и задал вопросы о том, зачем малым и средним предприятиям сертификаты качества, можно ли стандартизировать отношения в коллективе и почему европейские практики превращаются в России в мучение, а не в инструменты управления.
— Алекс, давайте начнем с самого простого, так как не все понимают, что такое стандарты управления и ИСО 9001. Расскажите об этом.
— Стандарт ИСО 9001 — это стандарт на системы менеджмента качества. Он опубликован в 1987 году, и хотя он в основном посвящен «качеству», он также отвечает на вопросы, как руководить производством. В России мало что изменилось со времен Петра I с точки зрения подходов к руководству. Всегда была особенно актуальна проблема взаимоотношений в коллективе. Это только вопрос культуры. Если на Западе я подниму голос на своего сотрудника, меня уволят. В России можно матом послать, и никто не обратит внимания. Это один из примеров. На слуху сейчас огромное количество инструментов: это «Бережливое производство», «6 сигма», TQM, статистические методы и так далее. Так вот, это только дополнения к общей системе управления. Стандарты управления — изначально это военные спецификации. Во время Второй мировой войны вводилось очень много требований, связанных с контролем качества вооружения. Из военных стандартов выросли и наши стандарты. Стали создаваться органы по оценке соответствия, то есть сертификационные органы. Одним из первых таких органов была страховая компания Lloyd’s, потом появились BSI, TÜV. Это были крупные и честные компании. Но потом стали возникать маленькие, никому не известные фирмы. В этот момент появилась аккредитация, ей занялось государство: именно органы аккредитации решают, насколько органы по сертификации компетентны. В России сейчас это Росаккредитация.
— Сертификаты продаются в интернете за 50 тыс. рублей.
— Были прецеденты, когда сертификат выдавали за деньги, а потом в результате производства некачественного товара умирали люди, начинались суды. Это вопросы безопасности. А еще это экономика. Если предприятие покупает сертификат в интернете, то серьезный заказчик скажет: простите, но я не верю вашему сертификату. Есть компетентные и опытные органы, например, «Русский Регистр», который недавно открыл филиал в Череповце. Я 43 года работаю в этой сфере и могу сказать, что они очень серьезны: у них есть международные аккредитации, а также аккредитации для Росатома, Газпрома, военных заказчиков. То есть важно не просто наличие сертификата, а и кем он выдан.
— С крупным бизнесом все понятно, а нужен ли сертификат для МСБ?
— Им это нужно даже больше, чем крупному бизнесу. Большой бизнес очень часто не сертифицируется, так как у них есть имя. У «Майкрософт» нет сертификатов, у «Сименс» тоже. У них есть бренд. Но крупный бизнес заинтересован в том, чтобы сертифицировались его партнеры. Я сертифицировал множество заводов, аналогичных вашей «Северстали». У нас в Австралии в городе Вуллонгонг есть металлургический завод. На заводе работали 18 тыс. человек, сейчас там 3 тыс. человек. Они сократили большинство обслуживающих функций и перевели ремонтников и другие вспомогательные службы на аутсорсинг. Многие сокращенные работники открыли свои бизнесы и до сих пор предоставляют услуги металлургическому заводу. Если нужно что-то ремонтировать, то завод открывает тендер, и эти малые бизнесы подают заявки. Требование от завода — сертифицированная система менеджмента качества. Таким образом они мелкие предприятия привели в порядок, эти предприятия стали работать по процедурам заказчика.
Пример из моего опыта: один небольшой поставщик выиграл контракт — отремонтировать железнодорожные пути в одном из цехов на этом заводе. Я проводил аудит и рассмотрел их контракт. Там написано: заменить шпалы. Но не было ни слова о «костылях», которыми крепятся эти шпалы. Когда этот несчастный хозяин фирмы сказал заказчику, что надо купить «костыли», завод ответил: извини, в контракте этого нет. Если бы у него была нормальная система менеджмента качества, он бы посчитал и учел бы стоимость «костылей» сразу. У него не было системы анализа и проверки контракта. Вот такие «мелочи» и включены в стандарт ИСО 9001: кто отвечает за приемку продукции, кто имеет полномочия подписать документы. В МСБ часто ничего этого нет. Да, есть штатные расписания, документация, но это все наследие советского прошлого. А на деле никто не понимает, кто и за что отвечает.
— Мы говорим о внешних факторах сертификации: тендеры, контрагенты. А есть ли внутренняя мотивация?
— Конечно! Это независимый взгляд со стороны: что у вас работает, а что нет. В стандарте есть требование внутреннего аудита. Организация должна его проводить при помощи компетентного и независимого человека. Но часто директор назначает на эту должность абсолютно неуважаемого и неопытного человека, который постоянно говорит: «У нас все в порядке».
— Значит, директор хочет именно это слышать, раз он такого человека выбирает.
— Да, но это обман себя. Я в таких случаях пишу несоответствие: «Внутренний аудит нерезультативен». Почему я нашел, а они нет?
— Потому что у вас компетенция выше.
— Нет, у них выше! Они знают свою организацию, они внутри нее. Они знают, кто работает, а кто нет, кто и когда приходит на работу, кто чем занят. Если вы не находите проблем, то вы врете сами себе. Вы теряете результативность и эффективность. Сама по себе сертификация не панацея, но независимый эксперт разносит знания. Он говорит: «Ребята, подумайте, у вас проблемы!» К сожалению, все заняты внешними доказательствами того, что у них есть система менеджмента.
— А как же «Бережливое производство»? Самый что ни на есть внутренний инструмент.
— Это не будет нормально работать, если нет системы. «Бережливое производство», например, не включает внутренний аудит. Я был на одном очень крупном российском предприятии, и там люди рвут и мечут, потому что их заставили подписать местоположение клавиатуры и мышки на столе! Зачем это? В 1922 году в Совнаркоме в Москве висел большой плакат: «Принципы научной организации труда». Их разработал Алексей Гастев. Это и было начало «бережливого производства». Это была научная организация труда. Там всё то же самое, даже умнее этих зарубежных нововведений. Но мы верим западным экспертам, которые не знают российскую реальность, а русскую ментальность не понимают.
— Но их производства работают эффективнее.
— Да, это правда. Но у них не было того прошлого и той системы, которая всё тормозила и не давала свободы для производства. В новой России есть отличные возможности. Российское образование пока лучше западного. Не стоит полагать, что все западное — это лучшее. При распаде Советского Союза сломали всё, а ведь была хорошая система метрологии. Было планирование, и это разрушили, но без планирования ведь жить нельзя. Теперь мы закупаем американо-европейские системы работы с персоналом. Я категорически против этого, это абсолютно не для нас, и это не пройдет. Мое поколение это уже не воспримет, а молодежь посчитает за игру, но никогда из этого ничего не выйдет. На этом просто зарабатывают кучу денег. Работать должен здравый смысл.
— Можете прямо сейчас назвать базовые принципы хорошего управления?
— Они давно известны. Руководство должно подавать пример: уважать и слушать людей, не кричать. Затем вовлеченность: люди должны принимать участие в жизни предприятия. Третье — принятие решения на основании знаний и достоверной информации, а не от балды. Наконец, процессный подход, качественные взаимоотношения с потребителем, компетентность персонала. Партнерские взаимоотношения с контрагентами: не «я тебя угроблю ценой», а сотрудничество. Все это, кстати, уже понимают на «Северстали». С Союзом промышленников и предпринимателей Вологодской области у них есть проект «Надежный подрядчик», они готовят поставщиков, говорят, что именно «нужно принести». Чем интересен Череповец? Здесь есть два очень крупных заказчика для малого и среднего бизнеса — это «Северсталь» и «Апатит». И они заинтересованы в том, чтобы организовать своих поставщиков, чтобы те, работая независимо друг от друга, поддерживали качество товаров и услуг, а также качество жизни людей.
— Как должно выглядеть предприятие, на котором людям захотят работать?
— Есть масса организаций, в которых люди любят работать. У нас есть фирма в Австралии, они занимаются сайтами, так у них прямо на работе организован детский сад. Там зарплата такая, что никто не пойдет в другое место. Я уверен, что хозяин фирмы не страдает от того, что он помогает людям. Умный хозяин не будет ездить на золотом мерседесе, если его работникам нечего есть. Но в России пока этого не понимают.
— В своем выступлении на промышленном форуме вы упомянули стандарты качества жизни. Что это?
— Это стандарты, которые говорят о том, что нужно для так называемого развитого города. Там есть показатели доступности медицины, образования, различных служб. Есть стандарт ИСО 9001 для местного самоуправления. Этот стандарт говорит в том числе о том, что нужно делать, когда вы строите детскую площадку. Например, прописана доступность для инвалидов. В Австралии бы не открылся ресторан, где мы с вами сейчас находимся, потому что здесь нет пандусов. Я думаю, таких объектов у вас множество. Если вы введете систему менеджмента качества и если мэрия захочет придать городу определенный уровень, то хорошо было бы всех муниципальных подрядчиков привести к требованиям стандартов.
— У чиновников все столы завалены бумагами с индексами, показателями, таблицами, отчетностью по выполнению KPI. А вы говорите про еще один «стандарт»...
— Это вещи, не приносящие никакой ценности. Все говорят, что у нас нет бюджета, нет денег, но еще никто не осознал, зачем делать вещи, которые никому не нужны. Есть куча процессов, которые никуда не ведут. Это как раз и есть заполнение этих таблиц.
— Взаимоотношения в коллективе можно стандартизировать?
— Да, но это будут больше не стандарты, а здравый смысл. Я знаю одного очень богатого человека, который сказал: «Отношения в организации должны основываться на уважении и на том, что люди знают, за что они отвечают». И чтобы никто не ругал людей за принятие решений. Если человек боится принять решение, значит культура в организации ненормальная. Но здесь все зависит от руководителя, а российские руководители очень круты. Однако уверен, что если ты поставил задачу правильно, ее и исполнять будут правильно. А стандарты систем менеджмента — это просто обобщение здравого смысла.
Александр (Алекс) Езрахович родился в Ленинграде, окончил физико-механический факультет Ленинградского политехнического института имени Калинина. В 1977 году эмигрировал в Австралию.
С 1987 по 2012 год занимал должность генерального менеджера компании SAI Global Certification Services Pty Ltd с подконтрольными ему областями: систем менеджмента, безопасности пищевой продукции, сертификации продукции в рамках деятельности SAI Global — транснационального органа по оценке соответствия.
В течение 20 лет был полномочным представителем национальной организации по стандартизации Австралии Standards Australia.
Член технического комитета Международного форума по аккредитации (IAF) — участник разработки обязательных документов IAF (IAFMD).
С 1992 по настоящее время участвует в аккредитационных оценках в качестве асессора и эксперта.
В 2019 году Всероссийская организация качества наградила Алекса Езраховича почетной медалью И. А. Ильина за выдающиеся практические достижения в области качества.
Другие материалы
Другие материалы
Архив