«Трансмит» – первая областная FM-сеть
Автор: Ирина Толовикова, главный редактор «Радио-Трансмит» 20 августа 2019 г.
Это не просто слоган «Радио-Трансмит», это суть нашего вещания. На FM-частоте можно вещать в пределах ограниченной территории. Поэтому в Вологодской области несколько вышек, которые распространяют сигнал «Трансмита».
С уверенностью могу сказать, что «Трансмит» — это абсолютно социальный проект. Если бы мы думали только о бизнесе, ограничились бы вещанием в Вологде, Череповце и с большой натяжкой в Великом Устюге. Чтобы зарабатывать деньги, нужно вкладываться в распространение хорошего устойчивого сигнала на федеральных трассах, например, Вологда — Новая Ладога. Так и делают сегодня наши конкуренты. Но как оставить без радио жителей маленьких городков и поселков? Рука не поднимается.
У нас даже есть верные слушатели в соседних областях — Архангельской, Новгородской, Кировской. Люди звонят и благодарят, что мы до них дотягиваемся, что есть возможность слушать хорошую музыку.
«Радио-Трансмит» — это в первую очередь музыкальное радио. По концепции 95% — музыкальное и только 5% — информационное вещание. У «Трансмита» нет сетевого федерального (московского) партнера, это полностью вологодский продукт с вещанием 24 часа в сутки. И программирование радиостанции в таких объемах — это очень сложный процесс.
Музыкальный формат «Трансмита» — Hot AC. Это микс современных, но довольно консервативных хитов, а также тщательно подобранные песни 90-х, нулевых и 2010-х гг.
Целевая аудитория 35-40 лет, плюс-минус 5. Соотношение русскоязычных и зарубежных песен мы недавно поменяли, увеличив долю зарубежных до 70%. Фонотека «Трансмита» содержит около 2500 треков. Пошаговое программирование станции составляет 3 минуты.
На 90 с лишним процентов программирование — это сплошная математика.
У нас этим занимаются специалисты высочайшего уровня, настоящие профессионалы. Абсолютно им доверяю и стараюсь не вносить свои субъективные оценки. Пожалуй, единственное, что «улучшила» — предложила в «Золотой серии» объявлять название, исполнителя и год создания песни. Но это только потому, что я уже более 20 лет занимаюсь информационной журналистикой, и вот не удержалась.
«Золотая серия» в завершении каждого часа — это бренд «Трансмита». Так же, как «Новости». Информационный блок, наоборот, открывает каждый час. Повторы минимальны. Практически с 7 утра и до 11 часов вечера в эфире оригинальный выпуск новостей. Каждый год служба информации «Трансмита» побеждает на профессиональном журналистском конкурсе «Вместе радио» среди радиостанций Северо-Запада России. А такая профессиональная оценка твоей работы дорогого стоит.
Мы единственные, кто может себе позволить давать в эфире местный прогноз погоды дважды в час.
Несмотря на все преимущества «Трансмита», конкуренция жесткая. Сегодня в Вологде работают более 20 радиостанций, в Череповце — более 10. Демпинг страшный. Радио стало очень дешевым. Многие коллеги даже не «заморачиваются» на местные врезки. Экономят на технике и персонале. Продают только местные рекламные блоки. В нашей среде их цинично называют «братскими могилами». По 5-6 компаний с услугами, адресами, телефонами практически в одном темпе. Кто это услышал, запомнил, оценил? Вопрос риторический. Но зато дешево и как бы на федеральном радио.
К сожалению, только 10-20% рекламных доходов «Трансмита» приходится на интерактив. При этом доказано, что информация, озвученная онлайн в рамках игры или любого другого интерактивного проекта, воспринимается аудиторией гораздо лучше.
Компания, размещая рекламу в рамках проекта, получает ряд существенных плюсов.
Во-первых, у спонсора популярного проекта появляется возможность отстроиться от конкурентов. В отличие от линейного размещения рекламы, у него не будет «соседей» в эфире. А рядом с важной для людей информацией, например, с новостями или прогнозом погоды, продукция и услуги компании тоже начинают восприниматься нужными и важными.
Во-вторых, если рекламная информация озвучена голосом любимого ведущего, который вызывает у слушателя положительные эмоции, воспринимается им как хороший знакомый и товарищ, то доверия такой информации больше.
Каждый сезон «Трансмит» обновляет игры, конкурсы, запускаются эксклюзивные проекты под рекламодателя или под какое-то событие. Но есть и игры-долгожители. Например, программа «Заправка» существует в Череповце около 10 лет. И людям до сих пор нравится. Конечно, розыгрыш золотых слитков или квартиры в Москве звучит круче. Но выиграть 10 литров бензина — вполне реально. В этом году мы запустили игру также в Вологде, на очереди Великий Устюг.
Наша стратегия — быть в тех местах, где мы встречаемся с нашей аудиторией. Поэтому мы поддерживаем все значимые массовые мероприятия, которые проходят в Череповце, Вологде и Вологодской области.
Юбилейный год «Трансмит» начал 4 января в Вологде дискотекой в течение четырех часов, затем были Фестиваль ледяных скульптур в Череповце, Масленица, открытие фонтана. Мы провели конкурс среди радиослушателей на лучший экспонат для нашего музея. И самыми ценными для нас оказались записи эфира с 1994 года. Фанаты «Трансмита» хранили магнитофонные кассеты на даче. И замечательно, что спустя годы, оцифрованные, они оказались в редакции.
В честь 25-летия радиостанции запустили проект «Битва диджеев». Великий Устюг, Кириллов, Бабаево, Вологда, Череповец. В октябре в Вологде в одном из клубов пройдет суперфинал конкурса.
На «Трансмите» не держатся люди с «холодным носом» — только те, кто искренне увлечен и болен радио, готов отдаваться работе целиком. Поэтому, как говорил Капица: «Руководить — это не мешать хорошим людям работать». А как не мешать? Мне нравится теория Розмари Стюарт. Она использовала образ яйца. Скорлупа — это внешние ограничения. Законы, время, географические, экономические, политические условия, в которых мы все живем, и так далее. Не озвучил, например, 4 раза в сутки название и регистрацию своего СМИ или возрастную маркировку — жди предписания от Роскомнадзора, суд и штраф, и это в лучшем случае. Любая организация вынуждена работать в условиях этих внешних жестких ограничений.
Но есть еще и внутренние ограничения, корпоративные. Регламенты, приказы, распорядок, иерархия, психологический климат внутри коллектива, настроение шефа. В творческом коллективе этот корпоративный «желток» не должен слишком разрастаться. Чем больше прослойка между скорлупой (внешними ограничениями) и желтком (внутренними ограничениями), тем эффективнее работают творческие сотрудники.
О внедрении в России цифрового радиовещания разговоры ведутся давно, и даже запускаются пилотные проекты. Но пока нет единства по выбору формата вещания. И есть, например, опыт Норвегии, которая перешла на цифру еще в прошлом веке, но получила негативный опыт: люди перестали слушать радио.
В целом цифровое вещание имеет множество преимуществ: есть возможность транслировать текстовые сообщения, картинки и даже видеоролики. Но появляется все больше опасений, что местные радиостанции окажутся за бортом мультиплекса. По крайней мере, те, которые работают с сетевыми партнерами — точно. Телевизионный опыт отключения аналога тому подтверждение.
Более половины прослушивания радио приходится на автомобили. И отечественный гигант «Яндекс» уже начал экспансию: производит специальные мультимедийные системы с навигацией. Для нас это угроза. Поэтому будем расширять свое присутствие в интернете, создавать мобильное приложение, делать видеоэфир, развивать социальные сети. Мы автономны, у нас есть преимущество перед радиостанциями, работающими с федеральными партнерами, и мы будем пользоваться им по полной программе.
«Трансмит» — это не радио-однодневка. Наша цель — не отбить вложения, заработать и заняться другим прибыльным бизнесом. 25 лет в эфире — не предел. Времена меняются, а «Трансмит» остается.
Архив