Большие планы железной дороги
Автор: Светлана Карельская 28 октября 2019 г.
Через несколько лет объемы перевозок по железной дороге должны увеличиться на треть, лесные грузы, возможно, станут перевозить более быстрыми контейнерными поездами, а на вокзале в Череповце откроются детская площадка и небольшой музей. Об этом и многом другом нам рассказал новый заместитель начальника СЖД по Вологодскому региону (НЗтер-Вологда) Олег Холматов, назначенный на эту должность в конце июля.
— Олег Алексеевич, ваш предшественник — Олег Захожий, занимавший руководящее кресло в течение восьми лет, насколько нам известно, переведен на другую должность…
— Да, Олег Васильевич назначен заместителем начальника СЖД по строительству. Именно он, помимо всего прочего, будет отвечать за строительство Северного Широтного хода — одного из крупнейших транспортных проектов в современной России. Строительство новой линии, призванной связать Северную железную дорогу со Свердловской через Салехард, Надым и Новый Уренгой, ведется на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Но в связи с прогнозируемым увеличением грузооборота модернизируются транспортные объекты и в других регионах СЖД. В частности, ведется строительство третьего главного пути на участке Вологда-1 — Вологда-2, реконструируются станции Буй, Шарья, Лоста, Череповец-2, где будут построены еще три транзитных пути. После реализации всех планов ежесуточно через станцию Кошта будут проходить 115 пар грузовых поездов вместо нынешних 85.
— Несколько последних лет Вологодский регион СЖД наращивал объемы перевозок. Нынешний год тоже не стал исключением?
— По итогам девяти месяцев погрузка в пределах региона увеличилась на 2,6%, средний вес грузовых составов также вырос на 2,6%. Эти показатели могли быть еще больше, но просели экспортные цены на западно-сибирский уголь, который по нашим дорогам поступает в морские порты Северо-Запада. А вот объемы перевозок воркутинского угля для нужд «Северстали», наоборот, увеличились — ежесуточно мы отправляем до пяти таких составов. В целом же в структуре наших грузоперевозок преобладают черные металлы, удобрения и продукция лесного комплекса.
— Тем не менее некоторые вологодские лесники по-прежнему предпочитают отправлять свои грузы не по железной дороге, а автотранспортом...
— Сейчас мы пытаемся реализовать идею по перевозке лесных грузов контейнерными поездами. По сравнению с обычными, средняя скорость у них выше, а тариф — ниже. Эта идея еще требует проработки некоторых технических вопросов, но в целом по Северной железной дороге такие услуги пользуются спросом у грузоотправителей, с начала года отмечен 10% рост общего объема перевозок лесных и сборных грузов, удобрений, черных металлов, химикатов в контейнерах. Мы будем развивать это перспективное направление.
— Раз уж речь зашла о планах, то какие еще новшества ожидаются в Вологодском регионе СЖД?
— Если говорить о краткосрочной перспективе, то одним из предложений является проведение технического обслуживания маневровых локомотивов непосредственно на месте их работы, на станции Вожега, без отправки в Вологду, как это делается сейчас. Другое предложение предусматривает создание на одном из вологодских железнодорожных предприятий базы для технического ремонта специального подвижного состава — автомотрис, мотовозов и других специализированных машин. Если идею удастся реализовать, будем осуществлять в Вологде ремонт такой техники со всей СЖД.
— Для большинства обычных людей лицом железной дороги являются здания пассажирских вокзалов и станций… Какие-то новшества на них мы увидим?
— Эта тема очень многогранна. На Северной железной дороге постоянно внедряются новые услуги для пассажиров, заменена значительная часть вагонов в поездах дальнего следования, идет развитие мультимодальных перевозок (поезд плюс автобус). Большое внимание уделяется пассажирской инфраструктуре. Так, на станции Сосногорск завершается строительство нового здания вокзала, в Иваново полным ходом идет реконструкция вокзального комплекса, в костромской Шарье реставрируется историческое здание вокзала. Интересное новшество ждет череповецких пассажиров. На втором этаже вокзала обустраивается детская игровая комната, которая будет совмещена с мини-музеем по истории железной дороги и города. Часть экспонатов здесь будут постоянными, часть — временными, их может предоставить Череповецкое музейное объединение или крупные предприятия города. Посещение такого комбинированного помещения будет интересно и детям, и взрослым. По аналогичному принципу хотим модернизировать и детскую игровую комнату на втором этаже вокзала на станции Вологда-1.
— Олег Алексеевич, в РЖД всегда большое внимание уделяется работе с персоналом. Расскажите об этом.
— Наши работники постоянно повышают уровень своих знаний. В Вологодском подразделении Северного учебного центра профессиональных квалификаций проходит подготовку, переподготовку и повышение квалификации около 900 человек в год: машинисты и помощники, монтеры пути, осмотрщики-ремонтники вагонов, дежурные по переезду. Кстати, два года назад на улице Можайского для иногородних учащихся построено современное общежитие.
С изменением структуры управления холдингом наши предприятия стали более обособленными. Мы стараемся сохранить коллективный дух, который всегда был присущ железнодорожникам. Так, 1 октября, в день 16-летия ОАО «РЖД», состоялась интеллектуальная игра, в которой приняли участие 20 команд со всех подразделений Вологодского узла. Считаем важным и сохранение традиций: на многих предприятиях возрождаем музейные комнаты и исторические стенды. Постоянно действующая экспозиция по истории и современности Вологодского региона СЖД скоро появится в здании территориального управления. Хотим мы создать и Книгу Почета, куда впишем имена особо отличившихся железнодорожников, а также славные трудовые династии, чей совместный стаж работы на железной дороге насчитывает уже несколько сотен лет.
— Следующий год у нас юбилейный, в мае вся страна широко отметит 75-летие Победы.
— Мы тоже не останемся в стороне от этого праздника. К юбилею будут отремонтированы или обновлены все наши памятники, в том числе старинные паровозы на станциях Буй, Вожега, Вологда. В областной столице, к слову, два памятника–паровоза — в Лосте и на улице Можайского. Здесь установлен легендарный паровоз «Серго Орджоникидзе», когда-то врученный бригаде старшего машиниста депо станции Вологда Василия Болонина. В годы войны, за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, он стал первым вологжанином, награжденным золотой звездой Героя Социалистического Труда.
Важный проект будет реализован на вокзале Череповца: мэрия города планирует установить к 9 мая мемориальный комплекс: паровоз и вагон военно-санитарного поезда. Паровоз городу передала Северная железная дорога, пока он находится на территории череповецкого локомотивного депо. Вагон восстанавливают на Вологодском вагоноремонтном заводе, его наполнением будет заниматься Череповецкое музейное объединение. Разумеется, мы помогаем городу в реализации столь значимого мероприятия.
Олег Холматов родился в 1973 году в Ростовской области. В 2002-м окончил Российский государственный технический университет путей сообщения по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте».
Трудовую деятельность начал в 1994 году на Северной железной дороге в должности помощника составителя поездов на станции Ярославль-Главный. В разные годы работал оператором сортировочной горки, маневровым диспетчером, ревизором службы перевозок, заместителем начальника дорожного центра управления перевозками, начальником станции Череповец-2. С октября 2015 года занимал пост первого заместителя начальника Северной дирекции управления движением.
Архив