Системы возрождения
Автор: Александр Нестеров 18 мартa 2013 г.
Не секрет, что у многих вологжан складывалось мнение о жилищно-коммунальном хозяйстве Сокола в исключительно негативном ключе. О низком качестве предоставляемых коммунальных услуг и возмущениях горожан ходили легенды. Но вот уже как два года ситуация в городе заметно улучшилась. О том, что стоит за этими изменениями, мы беседуем с директором МУП «Коммунальные системы» Андреем Соколовым.
- Андрей Владимирович, какие проблемы пришлось решать в первую очередь?
- Проблем было не мало. Это и низкое техническое состояние и изношенность оборудования – в среднем на 75%, это и растущая задолженность населения за услуги ЖКХ, и нехватка квалифицированных кадров и тенденция к их старению. Уровень оплаты труда работников, занятых в этой сфере, традиционно был ниже среднегородского, а материально-техническое обеспечение соответствующих учреждений и объектов не отвечало современным требованиям.
- Почему для их решения понадобилось создавать такую структуру, как МУП «Коммунальные системы»?
- До 2010 года на территории нашего муниципального образования действовало три предприятия, оказывающие услуги по водоснабжению, водоотведению, очистке сточных вод и теплоснабжению: ООО «Соколгорводоканал», МУП «Управляющая компания «Соколпроводочистка» и МУП «Теплоэнергосеть». Все предприятия находились в крайне тяжелом финансовом положении, и анализ их хозяйственной деятельности показывал, что все они работают в убыток. Учитывая, что город наш относительно небольшой, была проведена реорганизация этих предприятий путем создания нового МУП на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве безвозмездного пользования. Тем самым мы не только смогли стабилизировать ситуацию, и избежали разрастания управленческого аппарата и затрат на его содержание.
- Какой подход был выбран для решения накопившихся проблем?
- Ликвидация сложившегося системного кризиса в отрасли жилищно-коммунального хозяйства на территории Сокола и переход к новой модели ее устойчивого функционирования требовалось использование программно-целевого метода решения. Необходим был комплексный подход. Перед нами были поставлены следующие задачи: обеспечение надежности работы действующих объектов коммунального хозяйства, модернизация и оптимизация технологических процессов коммунальных систем, модернизация водоочистных сооружений и канализации города, реконструкция существующих и строительство новых сетей водоснабжения и водоотведения, наконец, качественное, надежное и максимально экономичное обеспечение потребителей коммунальными услугами в соответствии с требованиями действующих норм и стандартов.
- Вы, как опытный управленец, проработавший на руководящих должностях и в администрации, и в муниципальных предприятиях, должны были понимать, что без команды профессионалов эти задачи не решить.
- Первое, что я сделал, это пригласил технических специалистов. Мы оценили ситуацию, спланировали фронт работ и определили основные направления.
- С момента назначения на должность директора МУП «Коммунальные системы» прошел год. Каковы результаты?
- В системе теплоснабжения заменено и смонтировано более 35 км тепловых сетей при общей протяженности 147 км. При этом объем капитального ремонта ежегодно увеличивается. В системе водоснабжения заменено более 10 км сетей при общей протяженности 236 км. В этом году мы увеличили объем замены водопровода в 3 раза по отношению к предыдущему. Что касается системы канализации, то тут был заменен коллектор протяженностью более 10 км, а также выполнена модернизация объединенных очистных сооружений канализации города.
- А какая ситуация с теплом?
- Для качественного и максимально экономичного обеспечения потребителей коммунальными услугами установлено оборудование на 665 тепловых пунктах города, что составляет практически 80% от всех тепловых пунктов в городе. Это позволило провести наладку гидравлического режима работы тепловых сетей. В итоге из 11 источников теплоснабжения наладка проведена на 10, наладка на последней котельной намечена на 2013 год.
Замечу, что выполненные мероприятия позволили в 2011 году снизить тариф на теплоснабжение на 5% и стабилизировать тариф на холодное водоснабжение и водоотведение.
- В нашей стране зима обычно начинается неожиданно. Как только резко холодает, тут же что-то обязательно ломается, течет и т.п. Как у вас начался отопительный сезон?
- Без срывов. Мы полностью подготовились к зиме – выполнили программу по капитальному ремонту аварийных участков, затем провели гидравлические испытания. Они показали надежность проведенных работ, при запуске прорывов практически не было.
- Что, неужели ни каких проблем в коммунальном хозяйстве Сокола не осталось?
- Наиболее болезненным для нас остается вопрос долгов. Для взыскания задолженности по коммунальным услугам наши работники обходят население, мы привлекаем к этому и представителей администрации, и полицию, и управляющие компании. Пытаемся получить причитающееся через суд. Но, к сожалению, судебным приставам удается взыскать далеко не все. Так, Службой судебных приставов было принято к исполнению несколько тысяч дел на общую сумму около 75 млн руб., а мы получили только 2,5 млн. Чтобы покрыть расходы приходится кредитоваться. Проблема неплатежей от населения обостряется еще и в связи с тем, что помощи областного бюджета сегодня ждать не приходится – как известно, его расходная часть существенно сокращена.
- Какие планы у предприятия на 2013 год?
- Ближайшие перспективы весьма обширны. Это и дальнейшее увеличение объемов капитального ремонта сетей. И уменьшение покупной тепловой энергии за счет объединения нагрузок двух источников и строительства трех новых автоматизированных источников.
В бюджет города на 2013 год запланированы средства на разработку схемы теплоснабжения города, которая также позволит разработать и в дальнейшем реализовать мероприятия для более благополучной жизни горожан. В общем, я полагаю, мы на пути полного возрождения коммунальных благ.
Сергей Сорогин, глава Администрации Сокольского района:
Муниципальная власть не может всецело контролировать рост тарифов на услуги ЖКХ для населения, так как он связан в первую очередь с ростом цен на газ и электроэнергию. Но снизить тариф или хотя бы зафиксировать его на некоторое время можно, во-первых, путем реализации инвестиционных программ, направленных на снижение технологических потерь, внедрением энергосберегающих технологий.
Действенной мерой является также снижение внутренних затрат предприятий ЖКХ (оптимизация персонала, уменьшение теплопотерь). Благодаря перечисленным мероприятиям, в 2011 году в Соколе был снижен тариф на отопление на 7%, а в городе Кадникове – на 4,8%.
Кроме того, снижению тарифа может способствовать вывод из эксплуатации неэффективных источников теплоснабжения, например, старых угольных котельных, а также привлечение инвестиций в комплексную модернизацию систем теплоснабжения.
Другие материалы
Другие материалы
Архив