Самый важный ресурс

Автор: Валентин Иванов 29 ноября 2013 г.

#жкх

Такое разное ЖКХ

Оценивая уровень развития коммунального хозяйства Вологды, участники высказывают совершенно разные мнения. Елена Богданова, финансовый директор МУП «Вологдаводоканал» считает, что уровень ЖКХ в нашем городе практически ничем не отличается от ситуации в других городах: «Как бы это банально ни прозвучало, но решение всех вопросов упирается в одно – нехватку денег, – констатирует она. – Единственное решение, на мой взгляд, повышение тарифов или государственная поддержка. Нехватка финансов тормозит развитие отрасли в Вологде и по всей стране».

По мнению Евгения Волкова, директора МУП «Вологдагортеплосеть», постоянный контроль городской администрации за деятельностью ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, ТСЖ дает свои положительные результаты. Вместе с тем он констатирует, насколько сложна ситуация с износом системы теплоснабжения Вологды: котельные и тепловые сети прохудились
в среднем более чем на 70 %. «Многие котельные выработали свой ресурс, физически и морально устарели. Все это требует больших трудовых и материальных затрат на их содержание и эксплуатацию», — подчеркивает директор «Вологдатеплосетей».

О проблемах водопроводных сетей рассказала и Елена Богданова: «Мы постоянно проводим замену и ремонт сетей, но чтобы действительно восстановить сети, нам нужно вложить не менее двух миллиардов рублей. Для настоящей модернизации пришлось бы повысить тарифы минимум в три раза». Правда, руководство «Водоканала» заверяет, что вода, идущая по трубам, и выходящая с очистных сооружений, соответствует всем санитарным правилам и нормам: «Вологжане нередко жалуются, что из крана течет грязная или ржавая вода, но это уже зависит от качества труб внутри самих домов и вообще всей водопроводной сети».

 Есть к чему стремиться

Однако слабые финансовые возможности все-таки не мешают предприятиям развиваться и внедрять новые технологии. Так, «Водоканал» приоритетами своей работы видит комфорт, экологичность и экономичность. Качественной очистке воды помогает новая система ультрафиолетового обеззараживания. Например, недавно за счет гранта предприятие провело реконструкцию очистных сооружений канализации, и теперь очищенные стоки, сливаемые обратно в реку, соответствуют всем нормативным показателям. Говоря проще, теперь вода на выходе с очистных сооружений канализации чище, чем речная.

О своих планах по модернизации рассказал и представитель «Теплосетей». Как выяснилось, компания намерена взять кредит в Европейском банке реконструкции и развития, а также выиграть грант природоохранного партнерства «Северное измерение» для реализации инвестиционной программы, которая предусматривает несколько направлений. Во-первых, повышение энергоэффективности работы предприятия с помощью современных материалов и оборудования при капитальном ремонте и реконструкции котельных и тепловых сетей (используются трубопроводы с современной тепловой изоляцией, современные котлы и автоматика регулирования и управления процессами горения и перекачки теплоносителя). Во-вторых, планируется реконструкция котельных с увеличением тепловой мощности в районах с ее дефицитом, а также ликвидация старых, неэффективных, физически и морально устаревших теплоисточников. В-третьих, строительство «перемычек» между теплоисточниками, т.е. «закольцовка» систем теплоснабжения. И, наконец, реконструкция тепловых пунктов.

 В долгах, как в шелках

Ресурсоснабжающие организации называют дебиторскую задолженность потребителей основным сдерживающим фактором развития. Что касается «Теплосетей», то их основными должниками (более 270 млн руб.) являются управляющие компании. «Для сравнения – это более чем две годовые ремонтные кампания предприятия», – отмечает Владимир Васильевич. Он подчеркивает, что из-за дефицита денежных средств «Вологдагортеплосеть» вынуждено привлекать кредитные ресурсы. Проценты по кредитам предприятие также вынуждено закладывать в тариф на тепловую энергию. Все это влияет на подготовку к отопительному периоду, выполнение необходимого комплекса ремонтных и профилактических работ и расчеты с поставщиками энергоресурсов.

Свой спектр проблем называет и представитель «Водоканала». Во-первых, управляющие компании несвоевременно проводят расчеты и «Водоканал» никогда не получает стопроцентной оплаты. Во-вторых, сами люди платят нерегулярно. И в-третьих, лишь в 70% домов Вологды установлены  квартирные  водосчетчики, и можно предположить, что почти в трети домов вологжане не экономят на воде и могут потреблять свыше нормы. «Эти все факторы обуславливают рост задолженности, как дебиторской, так и кредиторской, – заключает Елена Анатольевна. – Теперь и мы оказались должникам, например вырос большой долг перед электроснабжающими организациями. К сожалению, этот порочный круг не разорвать, и наша стратегическая задача – сделать так, чтобы не пострадали рядовые граждане»

 Кому закон писан?

В последнее время законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. За специалистами коммунальных служб – своевременно отслеживать эти изменения и доводить информацию до потребителей.

«Одно из последних изменений, затронувших нашу организацию – это постановление Правительства РФ № 410, которым утверждены Правила пользования газом, – рассказывает Алексей Соколов генеральный директор ОАО «Вологдагаз», – Теперь каждый собственник или наниматель жилья обязан заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования в целях обеспечения безопасности и избежания аварийных ситуаций. На сегодняшний день обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) и внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) осуществляется на основании единого договора, и стоимость услуги за техническое обслуживание была включена в тариф на содержание и ремонт жилого помещения. Соответственно деньги за техническое обслуживание газового оборудования население оплачивало не напрямую «Вологдагазу», а через управляющую компанию или ТСЖ».

Теперь же, по словам Алексея Михайловича, должно быть произведено разграничение услуг, то есть договор на техническое обслуживание ВДГО, как и прежде, будет действовать с УК или ТСЖ, а для технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования каждому собственнику или нанимателю жилья необходимо заключить договор. В связи с этим разграничиваются порядок и оплата услуг: за техническое обслуживание ВДГО население будет платить через УК или ТСЖ, а за техническое обслуживание ВКГО – напрямую «Вологдагазу».

 «Только стопроцентное заключение договоров может гарантировать обеспечение максимальной безопасности при пользовании газом, речь идет о заключении порядка 130 тысяч договоров – а это огромный объем работы, – делится своими соображениями Алексей Соколов. По его словам, при отсутствии договора на техническое обслуживание и ремонт ВКГО, заключенного со специализированной организацией, возможно и приостановление подачи газа.

О пробелах в новом законодательстве говорит и Елена Богданова, финансовый директор МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал»: «Мы долго ждали ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении», но и его для полноценной работы мало. Он уже дополнен многочисленными поправками, имеет множество подзаконных нормативно-правовых актов, но до сих пор содержит массу пробелов, неточностей и несоответствий с другими законами. Поэтому мы постоянно общаемся с коллегами из других водоканалов, самостоятельно прорабатываем новый материал, выезжаем на семинары в Москву и Санкт-Петербург, где можем обсудить проблемы отрасли со специалистами из других регионов и, самое главное, получить разъяснения от самих авторов законов – чиновников из профильных министерств и ведомств. К сожалению, пробелы в законодательстве настолько сильны, что мы например до сих пор не можем утвердить свою инвестиционную программу на 2013 год».

За информацией «из первых уст» ездят и сотрудники «Теплосетей», свои профильные семинары они посещают не по разу в год: «Посещение семинаров очень помогает в работе, так это дает возможность напрямую задать вопросы и получить ответы и разъяснения специалистов, которые участвовали в создании «новых» законов для ЖКХ. Таким образом, наши специалисты могут давать разъяснения потребителям», – делится Владимир Петухов.

 Как сэкономить?

При оплате коммунальных услуг каждый потребитель задумывается, как платить меньше, а ресурсоснабжающие организации стремятся снизить свои затраты. Владимир Васильевич напоминает, что для этого необходимо не только сдерживать рост тарифов на энергоресурсы, но, в первую очередь, заниматься энергосбережением, оптимизацией процессов производства и транспорта ресурсов, а также их потребления: «Например, для этого тепловые узлы у потребителей оборудуют современными средствами регулирования и автоматики, узлами учета тепловой энергии. Одним из видов услуг МУП «Вологдагортеплосеть» является оказание услуг по проектированию и установке узлов учета тепловой энергии для абонентов, реконструкции тепловых пунктов с установкой современной автоматикой регулирования».

О необходимости экономить напоминает и Елена Богданова. Обязательная установка водосчетчиков – лишь половина вопроса. «С целью экономии ресурсов мы ежегодно сами обновляем  оборудование (например двигатели на канализационных насосных станциях), приобретаем более энергосберегающие установки», – поясняет она.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что экономить энергоресурсы – задача не только самих компаний, но и потребителей. Вместе с тем, на плечи вологжан нельзя сложить все проблемы, связанные с модернизацией систем ЖКХ, а это значит, что ресурсоснабжающие организация должны искать иные источники для развития, такие как правительственные гранты или природоохранные программы.

Архив

№1(116) январь-февраль

Скачать

№2(117) март

Скачать

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№8(112) октябрь

Скачать

№9(113) октябрь

Скачать

№10(114) ноябрь

Скачать

№11(115) декабрь

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года