Мусорный ветер

Автор: Андрей Ненастьев 18 февраля 2019 г.

#мусор #операторы #тбо #аквалайн #чистый след

1 января 2019 года в Вологодской области приступили к работе два региональных оператора по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами. Предполагалось, что реформа позволит избавиться от нелегальных свалок и внедрить раздельный сбор мусора. Что оказалось на самом деле?

А на деле оказалось, что — как и прогнозировали в кулуарах эксперты, наблюдая за спешностью проводимых преобразований, — с наступлением нового года чуда не произошло. В многочисленных населенных пунктах так и не удалось обеспечить вывоз существующего объема отходов. Это породило недовольство жителей, ТСЖ и даже управляющих организаций, которые до сих пор не понимают смысла вводимых изменений.

Зачем это было нужно

В начале года на пресс-конференции с главными редакторами областных СМИ губернатор Олег Кувшинников, комментируя ход «мусорной реформы», подчеркнул, что регион не мог перенести ее старт. Более того, по словам главы области, реформа действительно назрела.

«Сейчас идет процесс адаптации. Ни в одной стране нет такого бардака с мусором, как у нас, — сказал глава региона. — То, что происходит у нас в лесах, — это катастрофа. Когда человек заплатит определенную сумму за вывоз ТБО, он мусор в лес не понесет, он заставит регоператора его вывезти. Раз я плачу, какой смысл везти все это в лес? Раньше мусором не занимался никто, сейчас мы перешли на единую систему. Она будет вызывать море вопросов, как и в свое время капремонты. Это же буря была, но мы все это прошли… Да, я решил сам поездить по мусорным площадкам, чтобы понять, в чем дело. Я посмотрел, что на самом деле происходит. И сделал выводы о происходящем».

Заместитель губернатора Антон Стрижов ранее сообщил, что проведен анализ возникших проблем, в первую очередь вопроса несвоевременного вывоза мусора. По словам чиновника, в последние дни декабря были сорваны графики вывоза отходов работавшими ранее перевозчиками. Кроме того, многие потребители не подали заявки на заключение договоров, поэтому у региональных операторов не было возможности включить ряд мест накопления в маршруты.

В правительстве области подчеркивают, что до перехода на новую систему обращения с отходами недобросовестные перевозчики везли их на несанкционированные свалки — их на территории области насчитывается 186 (общая площадь 327 гектаров). «В случае нарушения логистики основание для оплаты перевозчику этой услуги утрачивается. А это значит, что попадание твердых коммунальных отходов на несанкционированные свалки практически исключается», — уточняет Антон Стрижов.

Из чего складывается тариф

Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области утвердил тарифы на вывоз мусора в самом конце 2018 года. Изначально тарифы различались для западной (Череповец и ближайшие районы) и восточной (Вологда и ближайшие районы) зон, составляя для городского населения 140 и 173 руб. соответственно. Впоследстии тариф был уравнен до 140 руб.

Норматив рассчитан в размере в 2,616 кубометра в год на человека: плата отныне будет взиматься не с квадратных метров, как раньше, а с зарегистрированных жильцов.

Цифра определена по результатам замеров, которые проводились АНО «Институт развития регионов». Они были сделаны во все четыре сезона года в течение семи суток в каждом, причем в нормативах накопления, как сообщают эксперты, учтено образование крупногабаритных отходов.

Размер тарифов должен компенсировать операторам экономически обоснованные расходы на реализацию производственных программ. Так, расходы регионального оператора включают в себя расходы на транспортирование ТКО (около 51% от всех расходов, включаемых в необходимую валовую выручку), собственные расходы оператора (около 14%), расходы на обработку и захоронение отходов (35%).

«Инвестиционные программы операторов утверждены в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, — разъясняет Антон Стрижов. — В рамках реализации утвержденных инвестиционных программ региональных операторов планируется строительство сортировочных и перегрузочных станций, также утверждена инвестиционная программа по модернизации одного из полигонов в западной зоне (в Череповце). В восточной зоне планируется строительство полигона в Великоустюгском районе. В настоящее время ведется поиск инвесторов. Учет дополнительных средств в необходимой валовой выручке регионального оператора на реализацию инвестиционной программы в целях расчета единого тарифа не предусмотрен нормами действующего законодательства РФ. При установлении тарифов региональных операторов на 2019 год расходы на реализацию инвестиционных программ не учитывались. Источником финансирования инвестиционных программ региональных операторов являются привлеченные средства (средства инвесторов). Возврат инвестиций будет учтен при установлении тарифов на последующие периоды в виде амортизационных отчислений, начисляемых в течение срока полезного использования построенных объектов, либо лизинговых платежей».

В общем, пока регоператоры если что и делают для совершенствования системы сбора и утилизации отходов, то «за свои».

Кто такие регоператоры

Региональные операторы по обращению с ТКО определены по результатам открытого конкурсного отбора, заявляют в правительстве области. Для западной зоны им стал череповецкий «Чистый след», в восточной зоне — компания «Аквалайн».

Директор по правовым вопроса ООО "Чистый след" Эдуард Николаев и гендиректор фирмы Андрей Бредин провели уже более 300 встреч с жителями, но у людей остаются вопросы

«Наша компания создана не вчера, — говорит директор ООО «Чистый след» Андрей Бредин.Мы работаем на рынке вывоза отходов с 2011 года. В 2012 году мы запустили мусоросортировочный завод на 50 тыс. тонн в год, который работает каждый день без выходных и праздников. Говорить, что мы созданы специально под конкурс, нельзя. У нас 18 единиц техники в собственности, из них 13 мусоровозов. Мы проблемы знаем. Но мы не сможем их решить одни — без помощи управляющих компаний, ТОСов и, наверное, власти».

В соответствии с соглашениями, заключенными между областным департаментом топливно-энергетического комплекса и регоператорами, последние обязаны взаимодействовать с органами местного самоуправления по вопросам поэтапного внедрения системы раздельного накопления ТКО.

Они так и делают: раз зона ответственности региональных операторов наступает с того факта, когда началась погрузка отходов в мусоровоз, они и не хотят брать ответственность за баки с мусором. «Именно с этого момента [погрузки] регоператор следит за мусором и отвечает за то, куда отходы будут направлены, где будут рассортированы и где размещены. После сбора отходов с контейнерной площадки мусоровоз переезжает на сортировочную станцию, — говорит Алексей Копейкин, глава «Аквалайна». — На сортировке мусор разгружают в зоне разгрузки, затем он проходит две стадии отбора. Сначала выбираются крупные отходы, не подлежащие сортировке, а потом отходы поступают на линию, где происходит отбор по фракциям — пластик, стекло, металлы. Это все то, что возможно отобрать и вовлечь во вторичное использование, остальное поступает на пресс-компактеры». После пресс-компактера ТКО, по его словам, уплотняют и отправляют на полигоны.

Контейнеры: кто должен заплатить

Одним из самых неоднозначных вопросов «мусорной реформы» стала оплата контейнеров, которые раньше в основном принадлежали перевозчикам. Они, в свою очередь, часто сдавали контейнеры в аренду управляющим компаниям и ТСЖ.

В конце января на сайте областной прокуратуры появились разъяснения, которые пошли вразрез с позицией правительства региона и операторов, пытавшихся переложить затраты на покупку контейнеров на управляющие организации и жильцов. Прокуратура посчитала, что приобретение контейнеров для накопления ТКО, их ремонт, а также текущая уборка мест погрузки отходов «возложены на регионального оператора и являются его прямой обязанностью и должны осуществляться исключительно за счет утвержденного тарифа».

По версии надзорного ведомства, возложение обязанности приобретения контейнеров на органы местного самоуправления, управляющие организации, ТСЖ, а также самих жильцов «является незаконным, образует нецелевое использование бюджетных средств, массово нарушает жилищные права граждан — потребителей коммунальных услуг».

В правительстве региона заявили, что разъяснения прокуратуры были бы верными, если бы затраты на покупку контейнеров учитывались бы в тарифе на вывоз мусора: «В тариф региональных операторов восточной и западной зон области на 2019 год затраты на приобретение контейнеров не включены. Организации, осуществляющие деятельность по накоплению ТКО, могут использовать разные способы для эксплуатации контейнеров, в том числе и их аренду».

«До недавнего времени проблема приобретения контейнеров так остро не стояла. Рынок мусороперевозок в целом был поделен, — вспоминает председатель ассоциации ТСЖ Вологды Николай Иванов.Контейнеры зачастую устанавливались самим перевозчиком на условиях аренды. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Некоторые перевозчики ТКО, ушли с рынка, контейнеры для них — лишняя ноша, которую необходимо выгодно продать. Остающиеся на подрядах у регоператоров организации также не нуждаются в сохранении за собой контейнерного оборудования. Не удивительно, что в ситуации с определением субъекта приобретения контейнеров обнажилась одна из основных проблем современного российского законодательства — его неопределенность, позволяющая трактовать одни и те же нормы в зависимости от корпоративных интересов толкователей закона».

Представитель общественности отмечает: законодательно понуждать регоператоров приобретать контейнеры никто не может. «Точку в этом деле ставить еще, думается, рано, т.к. у регионального оператора в пику областной прокуратуре имеются весомые аргументы в виде постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», согласно которому приобретение контейнеров и их содержание возлагаются на организации по обслуживанию жилищного фонда (то есть, например, ТСЖ), — говорит Николай Иванов. — Сейчас всем заинтересованным сторонам необходимо найти компромиссное решение, поскольку иного способа мирного урегулирования мусорного конфликта пока нет по причине законодательной недоработки».

Что будет дальше

Как утверждает начальник департамента ТЭК и ТР области Евгения Мазанова, «мусорная реформа» нужна в первую очередь для того, чтобы создать такую инфраструктуру, которая позволит максимально сократить захоронение полезных фракций и перейти на их переработку и вторичное вовлечение в производство.

«По данным, имеющимся в открытом доступе, Россия занимает одно из лидирующих мест по минимальному объему переработки отходов. Данная реформа должна эту ситуацию в корне изменить, — подчеркивает Евгения Мазанова.В рамках реформы будет полностью исключена возможность размещения ТКО на несанкционированных свалках».

Территориальная схема предполагает введение в эксплуатацию одного мусороперерабатывающего комплекса с тремя линиями утилизации — отдельно для отходов картона и бумаги, отдельно для пластика и отдельно для стекла, — на который будет поступать сырье с мусоросортировочных станций. При этом, поскольку утилизация и переработка отходов не подлежит государственному регулированию посредством тарифов, создание объектов утилизации будет возможно только при наличии инвесторов.

Следует признать, что в Вологодской области (так же как и в других регионах) существует нехватка мощностей для сортировки ТКО, поэтому планируется ввод в эксплуатацию пяти новых мусоросортировочных станций, которые будут построены за счет инвестиционной составляющей в тарифах операторов.

Расходы на создание перерабатывающего завода и мусоросортировочных станций в тарифах операторов не учитываются, замечают в правительстве области. «История с повсеместно возникающими проблемами при реализации «мусорной реформы» началась не с «контейнерного вопроса». И с его решением, видимо, не закончится, — считает Николай Иванов. — В 2018 году мы столкнулись с противозаконными действиями перевозчика-монополиста, практически единолично принимающего решения о повышении платы за вывоз мусора и тем самым поставившего, по сути, на грань выживания все управляющие организации города. Впереди нас ждут проблемы, связанные с неплатежами из-за явно завышенных тарифов и нормативов по ТКО».

Координатор ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» в Череповце Дмитрий Садоков считает, что в целом «мусорная реформа» назрела, но механизмы ее реализации нуждаются в доработке: «В лице региональных операторов мы получили управляющий орган, который призван держать в фокусе основные проблемы сферы и нести ответственность за их решение. Все сегодняшние проблемы существовали и при предыдущей системе, однако это не имело столь выраженного социального эффекта».

В работе регоператоров пока наблюдается диссонанс. «Их работа должна определяться намерением совершенствования отрасли и принятием системных решений (например, применением наилучших практик раздельного сбора и накопления отходов), а они сейчас вынуждены разбираться с многочисленными «лазейками» в нормативной правовой базе и необходимостью в срочном порядке концентрироваться на насущных кризисных ситуациях, — рассуждает общественник. — На мой взгляд, наиболее рациональным вариантом разрешения этой запутанной ситуации является корректировка основных документов реформы — территориальной схемы и региональной программы по обращению с отходами. Важно устранить двусмысленное толкование определенных правовых положений — например, в вопросах ответственности за контейнерные площадки и контейнеры, коммерческого учета ТКО и вариантов оплаты этой услуги физическими лицами, требований к организации раздельного накопления отходов и т.д.».

Прислушаются ли региональные власти к вопросам «людей с мест», мы узнаем в самое ближайшее время.

Архив

№1(116) январь-февраль

Скачать

№2(117) март

Скачать

№1(105) январь-февраль

Скачать

№2 (106) март

Скачать

№3(107) апрель

Скачать

№4 (108) май

Скачать

№5 (109) июнь

Скачать

№6(110) июль

Скачать

№7(111) август

Скачать

№8(112) октябрь

Скачать

№9(113) октябрь

Скачать

№10(114) ноябрь

Скачать

№11(115) декабрь

Скачать

№1-2 (94-95) январь-февраль

Скачать

№3 (96) март

Скачать

№4 (97) апрель

Скачать

№5 (98) май

Скачать

№6(99) июнь

Скачать

№7-8(100) июль-август

Скачать

№9(101) сентябрь 2019

Скачать

№10(102) октябрь 2019

Скачать

№11(103) ноябрь 2019

Скачать

№12(104) декабрь 2019

Скачать

№1,2 (82-83) январь-февраль

Скачать

№3 (84) март

Скачать

№4 (85) Апрель

Скачать

№5 (86) май

Скачать

№6 (87) июнь

Скачать

№7-8 (88-89) июль-август

Скачать

№9 (90) сентябрь

Скачать

№10 (91) октябрь

Скачать

№11 (92) ноябрь

Скачать

№12 (93) декабрь

Скачать

№1 (72) январь-февраль 2017 г.

Скачать

№2 (73) март 2017 г.

Скачать

№3 (74) апрель 2017 г.

Скачать

№4 (75) май 2017 г.

Скачать

№5 (76) июнь 2017 г.

Скачать

№6 (77) июль-август 2017

Скачать

№7 (78) сентябрь 2017

Скачать

№8 (79) октябрь 2017

Скачать

№9 (80) ноябрь 2017 г.

Скачать

№10 (81) декабрь 2017 г.

Скачать

№1 (62) январь-февраль 2016 г.

Скачать

№2 (63) март 2016 г.

Скачать

№3 (64) апрель 2016 г.

Скачать

№4 (65) май 2016 г.

Скачать

№5 (66) июнь-июль 2016 г.

Скачать

№6 (67) август 2016 г.

Скачать

№7 (68) сентябрь 2016 г.

Скачать

№8 (69) октябрь 2016 г.

Скачать

№9-10 (70-71) декабрь 2016 г.

Скачать

№1 (54) февраль-март 2015 г.

Скачать

№2 (55) апрель 2015 г.

Скачать

№3 (56) май 2015 г.

Скачать

№4 (57) июнь-июль 2015 г.

Скачать

№5 (58) август 2015 г.

Скачать

№6 (59) сентябрь 2015 г.

Скачать

№7 (60) октябрь-ноябрь 2015 г.

Скачать

№8 (61) декабрь 2015 г.

Скачать

№1 (48), февраль-март 2014 года

Скачать

№2 (49), апрель-май 2014 года

Скачать

№3 (50), июнь-июль 2014 года

Скачать

№4 (51), август-сентябрь 2014 г.

Скачать

№5 (52), октябрь-ноябрь 2014 г.

Скачать

№6 (53), декабрь 2014 г.-январь 2015 г.

Скачать

1 (42) февраль-март 2013 года

Скачать

2 (43) апрель-май 2013 года

Скачать

3 (44) июнь-июль 2013 года

Скачать

4(45) август-сентябрь 2013 года

Скачать

5(46) октябрь-ноябрь 2013 года

Скачать

6(47) декабрь 2013 года-январь 2014 года

Скачать

1 (36) февраль-март 2012

Скачать

2 (37) апрель-май 2012

Скачать

3 (38) июнь-июль 2012

Скачать

5 (40) октябрь-ноябрь 2012

Скачать

4 (39) август-сентябрь 2012

Скачать

6 (41) декабрь 2012 - январь 2013

Скачать

5 (34) октябрь-ноябрь 2011

Скачать

1 (30) февраль-март 2011 года

Скачать

6 (35) декабрь 2011-январь 2012

Скачать

4 (33) август-сентябрь 2011 года

Скачать

3 (32) июнь-июль 2011 года

Скачать

2 (31) апрель-май 2011 года

Скачать

6 (29) декабрь 2010 - январь 2011 года

Скачать

1 (24) январь-февраль 2010 года

Скачать

2 (25) март-апрель 2010 года

Скачать

3 (26) май-июнь 2010 года

Скачать

4 (27) август-сентябрь 2010 года

Скачать

5 (28) октярь-ноябрь 2010 года

Скачать

7 (23) ноябрь-декабрь 2009

Скачать

1 (17) январь-февраль 2009 года

Скачать

3 (19) апрель 2009 года

Скачать

4 (20) май-июнь 2009 года

Скачать

5 (21) июль-август 2010 года

Скачать

6 (22) сентябрь-октябрь 2009 года

Скачать

2 (18) март 2009 года

Скачать

5 (15) ноябрь 2008 года

Скачать

6 (16) декабрь 2008 года

Скачать

1 (12) февраль 2008 года

4 (14) октябрь 2008 года

1 (4) февраль 2007 года

2 (5) апрель 2007 года

3 (6) май 2007 года

4 (7) июнь 2007 года

5 (8) июль-август 2007 года

6 (9) сентябрь 2007 года

7 (10) октябрь 2007 года

№1 (1) октябрь 2006 года

№2 (2) ноябрь 2006 года

3 (3) декабрь-январь 2006-2007 года