Семь раз отмерь
«Мусорная реформа», проводимая сегодня в России, о которой мы уже подробно писали в прошлом номере, вызвала негативную реакцию в обществе – тарифы выросли, а отходы копятся, причем часто в не установленных местах. Дали о себе знать проблемы, связанные с несовершенством законодательной базы.
Как только был принят соответствующий федеральный закон, в Вологодской области незамедлительно приступили к его исполнению. Но тут же возникли проблемы: стали исчезать мусорные баки, разгорелся спор, кто их должен приобретать — региональный оператор, собственники жилья или муниципалитеты. Кроме того, до сих пор неизвестно, почему федеральные законодатели фактически приравняли зарегистрированных к проживающим гражданам.
Немало шишек досталось региональному оператору «Аквалайн», отвечающему за восточную часть области, по поводу ошибок при выставлении счетов на оплату услуг по вывозу отходов — как выяснилось, в выставленных счетах фигурировали отсутствующие, а то и давно умершие люди.
Как выяснилось, у регионального оператора отсутствовала достоверная информация о проживающих гражданах. Ему не были предоставлены точные данные (ФИО, год рождения и т.д.), которые являются, как известно, персональными данными, не подлежащими распространению. Поэтому вологодский оператор был вынужден воспользоваться открытым источником — системой «ГИС ЖКХ», где данные оказались попросту неактуальными.
«Муниципалитеты и управляющие компании, которые перешли на прямые договоры с региональным оператором, неохотно идут на контакт, а федеральная миграционная служба данных вообще не дает», — с грустью констатирует факт руководитель «Аквалайна» Алексей Копейкин.
Теперь о тарифах и нормативах, по поводу которых тоже у многих возникли вопросы. Исследовать норматив взялись вологодские общественники, организовавшие опрос населения. Они выяснили, что установленные 7,2 литра с человека в день, по их мнению, далек от действительности. Эмпирические замеры общественников показали, что реальный норматив составляет 2,2 литра.
«По нашему дому арифметика довольно забавная выходит. Два контейнера, каждый 1,1 куб./м. В месяц получается 66 куб./м. Делим на установленную норму 0,218. Получается, в доме должны проживать 303 человека. А на самом деле проживает где-то на сотню меньше. Раньше вывозили не каждый день, набиралось, а теперь вывозят ежедневно полупустые контейнеры», — комментирует ситуацию вологжанка Зоя Мокрушина на одном из интернет-сайтов.
Заместитель губернатора Антон Стрижов снял с правительства области ответственность за расчеты тарифов: «У нас не было компетенций. Поэтому мы провели торги, в ходе которых вышли на организацию «Развитие регионов». Мы специально наняли фирму для того, чтобы специалисты провели сами всю работу по замеру нормативов и расчета тарифа. Наша задача была — помочь им собрать необходимые данные».
Большие недовольства нормативами и тарифами возникают в сельской местности, где мусора накапливается по определению не так уж и много. «До «реформы» население в сельской местности за вывоз мусора платило по факту — 2 тыс руб. в месяц. Два раза в месяц по деревням проходил трактор и собирал весь мусор, затраты составляли всего 2 тыс. руб. в месяц. Сейчас же для сельских жителей установлен тариф во много крат выше», — сетует глава сельского поселения Явенгское (Вожегодский район) Сергей Чигин.
Приходится констатировать: к новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами оказались не готовы руководители большинства муниципальных образований. Это и отсутствие контейнерных площадок, и проблемах транспортной инфраструктуры, да и банальное непонимание населения — за что платим?
Как отмечают некоторые эксперты на прошедших недавно в областной столице публичных слушаниях, в территориальной схеме обращения с отходами отсутствует финансово-экономическое обоснование сокращения количества объектов захоронения отходов с 44 до пяти единиц. А чтобы снизить завышенный тариф, можно создать общественную комиссию по замеру объемов мусора — для установления фактических нормативов и изменения территориальной схемы обращения с ТКО. Кроме того, следует учитывать структуру отходов: например, у сельских жителей пищевые отходы сводятся к минимуму, а металл, стекло и пластик они вполне могут сдать за деньги. Таким образом, создание эффективной системы сортировки мусора (на государственной или частно-государственной основе) является одной из наиболее актуальных задач в данной «реформе».
Добавим, что на днях пришла еще одна новость: строительство мусоросжигательных заводов на территории Вологодской области не планируется. «Мы понимаем, что у бизнеса может вызывать интерес углубленная мусоропереработка, и схема в обеих зонах [Восточная и Западная, делящая область почти поровну — прим. ред.] предусматривают возможность появления заводов, но не мусоросжигательных, — заявил Антон Стрижов. — Это может быть любое производство по переработке, перед строительством которого будут проведены общественные слушания и проведена экологическая экспертиза».
Другие материалы
Другие материалы
Архив