«Честный знак» для молочной отрасли
Автор: Александр Мальцев 21 июля 2020 г.
С января 2021 года в России начнется поэтапное внедрение обязательной маркировки готовой молочной продукции. Сейчас продолжается эксперимент по цифровой маркировке этой группы товаров, стартовавший в июле 2019 года. За это время к нему присоединились чуть более пяти тысяч производителей и импортеров, согласно офциальному сайту государственной системы маркировки и прослеживания «Честный знак».
По данным Россельхознадзора за 2018 год, каждый пятый молочный продукт на прилавке не соответствовал заявленному производителем составу. В 2019 году эта цифра сократилась до 17%. За счет внедрения цифровой маркировки все сведения о товаре от фермы до кассы окажутся открытыми. Это позволит минимизировать «молочный контрафакт».
Для идентификации участники эксперимента оснащают товары специальными кодами. Стоимость одного кода составляет 50 копеек. На время эксперимента эту сумму компенсирует Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Сейчас тестируются разные варианты нанесения маркировки, к примеру, на этикетку, на крышку ПЭТ-бутылки. Среди способов - наклеивание или печать кодов на упаковке в типографии.
На покупку оборудования для маркировки молока фермеры потратят не более 35 тыс. рублей, подсчитали в ЦРПТ. Линии потребуется оснастить принтерами, аппликаторами, считывающим устройством. В целом расходы производителей на всю молочную отрасль оцениваются в 4 млрд рублей. Эта сумма получена из расчета, что затраты на единицу продукции составляют четыре копейки.
Переносить сроки маркировки молочной продукции после завершения эксперимента не планируется, подчеркивал замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Для отдельных категорий, которые определит правительство, маркировка станет обязательной с 20 января 2021 года, для остальных - до 1 октября. При этом он призвал участников оборота не затягивать по срокам и заблаговременно присоединяться к участию в тестировании системы.
У представителей молочной отрасли обратная точка зрения. «С помощью маркировки качество молока не проверишь. QR-код - всего лишь значок, указание на порядковый номер товара, выпущенного на таком-то заводе. Эта информация уже есть на упаковке», - говорит Аркадий Пономарев, депутат Госдумы, председатель техкомитета стандартизации «Молоко и продукты переработки молока» при Росстандарте.
В отрасли уже работает информсистема «Меркурий», которая обеспечивает прослеживаемость товара от поля до прилавка, и новая маркировка будет дублировать эти функции, обращают внимание участники рынка. «Устранение дублирования функционала между этими системами - это вопрос снижения избыточной нагрузки на бизнес», - считает Андрей Григоращенко, замгендиректора УК «Дамате».
РБК напоминает, что еще в прошлом году Национальный союз производителей молока оценивал, что на введение маркировки молочные заводы должны будут единовременно потратить около 25 млрд руб., а ежегодные затраты составят еще около 20 млрд руб. Это приведет к росту себестоимости молочных продуктов на 2,5–3% и как следствие — к повышению цен для потребителей. Минпромторг, впрочем, не увидел в маркировке оснований для роста цен на товары. Прямой связи между возможным ростом себестоимости молочных продуктов из-за систем прослеживаемости и ценами для конечного потребителя не усмотрела и ФАС.
Добавим, что уже два года в мясной и рыбной отраслях работает обязательная электронная ветсертификация и производители оформляют документы через «Меркурий». Перебоев в торговле или повышения цен из-за внедрения системы не произошло.
Другие материалы
Другие материалы
Архив