автор: Александр Мальцев дата: 01.06.2017 + +1 -

Особенности национального управления

«Наши люди не умеют принимать решения. Это наследие советского прошлого, когда государство за всех все решало», - считает известный бизнес-спикер Максим «Комбат» Батырев. Но он надеется, что 1,5% отечественных «пассионариев» - предпринимателей, стремящихся к личностному и профессиональному росту, могут раскачать среду, могут правильно мотивировать своих сотрудников. «Бесполезно расти одному», - говорит Батырев. В мае он выступил с мастер-классом в зале областной филармонии для руководителей и менеджеров среднего звена вологодских компаний. 

- Вы часто говорите о национальных особенностях подходов к управлению. Означает ли это, что не надо читать западных авторов и изучать только отечественный опыт?

- Базовые управленческие процедуры:  мотивация, организация, планирование и т.д. – они везде одинаковы. Поэтому открывать заново Америку, открывать заново менеджмент не нужно. Надо любить своих людей, надо их контролировать, давать обратную связь, тратить себя на своих людей, на свой бизнес – логики, в принципе, базовые во всем мире. А вот технологии, фишки, инструменты работы – они, конечно, в разных странах разные. Наши люди просто по-другому реагируют на что-то.

- Насколько вашу методику можно назвать авторской?

- Ну, я ни разу не слышал ни от кого пока то, что рассказываю я на своих тренингах… Сложный вопрос. Потому что я читаю очень много, смотрю много и сам хожу на тренинги. У меня сформировался определенный понятийный аппарат внутри головы и собирательный образ наставника: мои родители, бизнес-тренеры, политики, люди, с которыми я общаюсь по жизни, или просто кого-то случайно встретил в поезде… Может быть кто-то когда-то говорил о том, что я предлагаю. Но благодаря достаточно большому практическому опыту, чужим знаниям, когда я что-то выдаю, мне кажется это мое, по-настоящему мое. Я не пересказываю чужие книги дословно, это точно. Скорее всего, я больше ссылаюсь на то, что вижу.

- Насколько важно посещение мастер-классов, форумов? Можно ведь просто купить книгу и начать внедрять полученные знания на практике.

- Это все что футбол смотреть – по телевизору или на стадионе. Эмоции, энергию точно не передашь по «Ютубу» или через книгу. Дело в том, что когда на одной площадке собираются люди, одинаковые по формации с тобой, возникает синергетический эффект. Его очень сложно описать словами. Когда контакт идет через глаза.

- А как оценить эффект тренинга? Вот вы сами для себя как определяете успешность ваших тренингов?

- Результат выступления сложно почувствовать сразу. Если внутри человека что-то чуть-чуть изменилось, переключилось, он что-то понял для себя, то видимый результат может наступить через годы. Моя задача как раз сделать так, чтобы человек захотел что-то делать. Хотя даже если он станет другим с точки зрения мысли, или более совершенным как личность, это тоже хорошо…

В Вологде я первый раз, а в некоторых городах я бываю второй и третий раз. Ко мне подходят люди и начинают говорить: «Максим, спасибо вам… Благодаря вам…», рассказывают свои истории, как у них изменилась жизнь. Это действительно круто.

- Ваша первая книга «45 татуировок менеджера» стала бестселлером. Как вы думаете, почему?

- Я сам такого не ожидал. Оказывается, ее читают учителя и пишут мне на почту, что эти методики подходят, в том числе, для воспитания детей. Региональные министры ее читают, мелкие ИП, стартаперы, крупные предприниматели, которые заказывают мастер-классы для своих руководителей… Повторюсь, логики – они везде одинаковые.

- Но есть же разница в подходах к управлению микро-бизнесом и, скажем, средним предприятием?

- Я часто сравниваю компании с человеческим организмом. Собственник – это сердце. Если оно бьется, если собственник заполняет своей энергией бизнес, он будет жить. Голова, мозги – это это топ-менеджеры, которые придумывают и реализуют идеи, чтобы развивать организацию. Ноги – это продавцы. И так далее… Маленький бизнес – это просто маленький ребенок. Там те же самые органы, те же самые процессы, что и у взрослого. Но чем меньше бизнес, тем больше внимания нужно уделять – чем меньше ребенок, тем больше нужно с ним возиться, он еще многого не умеет.

- Как мотивировать сотрудников развиваться, читать книги, ходить на тренинги?

- Личный пример – это очень важно. Ты должен сам говорить подчиненному: «Я прочитал, мне очень понравилось. Я рекомендую вам. Это моя личная просьба. Пожалуйста, прочитайте, дайте мне обратную связь». Вот так вот – глаза в глаза. Если я спрашиваю через неделю, как вам книжка, а вы мне: «Я вот работал, мне некогда» - я повторю свою просьбу: «Но я же тебя прошу. По нормальному прошу». Если третий раз, четвертый раз сотрудник не прочитает, скорее всего, я объясню ему: «тем, что ты не выполняешь мою просьбу, ты намекаешь, что на тебя не надо делать ставку в этой компании». Отберу книжку и отдам другому. Такой вот индивидуальный подход. Если нужно, чтобы сразу несколько подчиненных что-то прочитали, тогда уже в приказном порядке: «Читаем, будет зачет по этой книге».

Но насильно заставить человека развиваться, узнавать новое не получится. Заставлять людей – это не управление.

- Как вы оцениваете рынок бизнес-образования в России? По ощущениям, с каждым годом у нас проводится все больше и больше обучающих мероприятий различного формата.

- Я в регионах выступаю часто, очень тяжело раскачать людей. Вот Вологде живет 320 тыс. человек. На мастер-класс купили билеты 250 человек, это получается каждый тысячный человек сюда пришел. А вот если приедет Филипп Киркоров, то, скорее всего, три тысячи человек придет.

Организаторы молодцы, они очень постарались для того, чтобы каждый тысячный человек сюда пришел. Это бывает редко. Но это очень мало людей. У нас, к сожалению, нет запроса на профессиональное развитие. У нас управленческой культуры пока в принципе нет. В царской России она была – купеческая, дворянская и т.д. В 1990-х, в 2000-х все решалось откатами, связями, бандитами и т.д. Сейчас другие времена, есть организации, которые занимаются развитием своих сотрудников, но это пока не стало массовым явлением.

Вот сейчас мои знакомые приехали с семинара в Великобритании. Три дня шел семинар, 10 тыс. человек. Это культура развития… У нас же рынок испорчен тем, что тренингами занимаются все, кому не лень. Приходит мальчик в организацию и рассказывает про систему начисления KPI, о том, как маркетинг нужно выстаивать. Начинаешь выяснять, кто он, а он, по сути, никто. Да, он прочитал книжки, прошел курсы, съездил в Гарвард, может быть. Бизнесменам очень сложно учиться у таких людей.

- Как определить, заслуживает спикер внимания или нет?

- Я рекомендую учиться у людей, которые были «номером один» в своем деле. Я, например, смотрю, добивался ли человек реальных результатов, смог ли он получить общественное признание. Если да, то я пойду и послушаю его – он что-то знает, может, и я что-то получу. Я видел, как работают те, кто был «номером один».


Татьяна КОШУТИНА, руководитель ПЦ «SV-класс»:

Максим Батырев – один из самых лучших на сегодняшний день российских спикеров как по управлению, так и по продажам. Поэтому у нас возникло огромное желание, чтобы вологодские предприниматели получили интересные и полезные знания «из первых уст».

Ольга ЗИМОВА, генеральный директор ПЦ «SV-класс»:

Мы долго шли к этой цели, сами росли, подогревали интерес вологодской аудитории к фигуре Максима Батырева. Самое приятное для нашей компании, что на мероприятие некоторые руководители пришли впервые, хотя на местном рынке бизнес-образования мы работаем уже более двух лет. Значит, мы добились цели.

Фото: Татьяна Селезнева

    автор: Александр Мальцев дата: 01.06.2017 + +1 -

    Оставить комментарий: