«В городах должны быть увязаны интересы граждан, бизнеса и власти»
Автор: Андрей Ненастьев 10 июня 2019 г.
Мастер-план – проект развития, на базе которого строятся привычные всем генпланы. С каждым годом спрос на мастер-планы со стороны муниципалитетов растет, а есть случаи, когда городские власти финансируют создание такого документа совместно с бизнесом. Зачем нужны мастер-планы и как они помогают в развитии всех сфер жизни, включая предпринимательство, Илья Вячеславович рассказал нашему журналу.
— Илья, наверное, в каждом городе есть генплан, зачем нужен еще и мастер-план?
— Действительно, еще в советское время появились генпланы, по которым и развивались города. Вместе с генпланом разрабатываются правила землепользования и застройки. Это два ключевых градостроительных документа. Зачем нужен мастер-план? Прежде всего, чтобы расставить приоритеты и решить, что мы делаем и зачем. Например, увязать социальные вопросы с инженерными, а инженерные — с траспортными. По сути, мастер-план — это эскизный проект генплана. Но создание мастер-плана — это наиболее сложный и ответственный этап. От того, насколько мы на этом этапе учтем все возможные интересы, зависит дальнейшее развитие города и реализуемость генплана и правил застройки.
— Чьи именно интересы должен учесть мастер-план?
— Есть три основные группы. Во-первых, это жители, ради блага которых все и делается. У большинства жителей сейчас есть не просто квартиры в многоквартирных домах, но и земля под этими домами, то есть люди выступают еще и в качестве землевладельцев. Вторая группа — это владельцы бизнеса и более крупных участков земли. Третья — это администрация, которая призвана регулировать градостроительный процесс и стимулировать качественное развитие города. Учесть интересы всех трех групп должны не только архитекторы. Создание мастер-плана требует привлечения социологов, инженеров, экологов, экономистов и транспорников — это как минимум. На деле привлекается еще больше специалистов.
— Есть примеры успешного создания мастер-планов?
— Мы занимаемся этим с 2006 года и за это время сделали немало мастер-планов. Из наиболее запомнившихся — стратегии развития для Обнинска и Наро-Фоминска. Иногда нам заказывают мастер-план не всего города, а, например, только его центра. Это тоже возможно, хотя, конечно, лучше рассматривать вопросы стратегического развития на уровне всего муниципалитета. Важно ведь не просто сделать мастер-план ради мастер-плана, а сделать его так, чтобы лет 20-30 этот документ реально работал.
— Как создается мастер-план?
— В первую очередь рассматриваются три элемента инфраструктуры. Социальная: какие группы людей и где живут, какие у них интересы и запросы? Чтобы не просто строили детский сад, а понимали, где его построить лучше всего и почему. Второе — инженерные изыскания, анализ всех коммуникаций и построение стратегии развития этих коммуникаций. Здесь же изучаются экологические проблемы, которые нельзя рассматривать отдельно от инженерных. И третье — транспортный каркас, которое тоже рассматривается на многих уровнях: от пешеходных и велодорожек до скоростного трамвая. Это та муниципальная инфраструктура, которая потом будет оцифрована в генплане. Самое главное, мы должны понять экономическую составляющую всех мероприятий, каждое из них должно дать эффект с точки зрения управления городом, развития среднего бизнеса. На основе всей этой информации, собранной в мастер-плане, создаются генплан и правила землепользования и застройки. Фактически все уже будут заранее знать, что будет в генплане и правилах застройки.
— И все-таки, что мешает создать генплан и правила землепользования и застройки без мастер-плана? Получится сэкономить!
— Получится, но без мастер-плана это будут документы советской модели. Они априори не учитывают интересы всех групп населения. Сейчас современные российские города не могут себе это позволить. Мы говорим о том, чтобы в первую очередь создать общественный документ (мастер-план), на основе которого будет строиться дальнейшее устойчивое развитие города.
— Само понятие мастер-плана юридическое? Этот термин закреплен в градостроительной документации?
— На данный момент это скорее неформальное определение. Как я уже сказал, правила землепользования и застройки и генплан — это юридические документы. В этом, кстати, их главный минус. Внесение изменений в генплан — это целая процедура, очень длительная. Документ не гибкий. Также в городах обычно официально существуют две стратегии: стратегия социально-экономического развития и стратегия пространственного развития. Но в этих стратегиях нет ни слова о том, как должен развиваться транспорт или инженерные сети! Нет комплексности, все документы работают отдельно друг от друга или вообще не работают.
— Каков сейчас спрос на мастер-планы со стороны городов?
— Спрос только увеличивается. Города столкнулись с проблемой оттока населения. Люди уезжают даже из тех городов, где вроде бы есть работа. И большинство городов не понимают, что происходит. А происходит то, что люди стремятся в удобные для жизни города, обеспеченные рабочими местами. И каждое градостроительное мероприятие нужно оценивать именно с этой точки зрения. Также стоит вопрос об агломерациях: своеобразном объединении развития города и ближайшего района, например. Юридически генплан ничего это не учитывает. Есть вопросы к городской среде и у бизнеса, и мы видим, что бизнес через специальные фонды готов софинансировать создание мастер-планов. У нас есть такой опыт. Это правильно, потому что развитие малого и среднего бизнеса — это развитие всего города: новые рабочие места, налоги и так далее. Наверное, самое важное, что мастер-план реально, а не формально обсуждается на уровне всего города. Это залог его успешной реализации.
«Велик размах планировочных и реконструктивных работ по городам Советского Союза. Великая Пролетарская революция, уничтожив частную собственность на землю, создала самое передовое планировочное законодательство в мире. Это законодательство требует составления перспективных планов для всех строящихся и реконструируемых городов и устанавливает обязательную планировочную дисциплину для всех видов городского строительства на базе единого планового хозяйства. Проведена гигантская работа по переводу кочевого населения национальных районов на оседлость, для чего потребовалось строительство новых населенных пунктов в самых отдаленных местностях нашей необъятной родины. Реконструируются, почти создаются вновь столицы и города в национальных республиках: Нальчик, Ашхабад, столица Коми — Сыктывкар, Нукус, Чарджуй, Алма-Ата, Чекмент, Элиста. Июньский пленум ЦК ВКП(б) 1931 г. отвергнул чуждые нам планировочные «теории», извращающие марксистско-ленинское учение о социалистическом расселении и размещении производительных сил. Он подверг жестокой критике мелкобуржуазные теории урбанистов и дезурбанистов», — пишет профессор Чернышев С. Е. в своей книге 1937 года «Генеральный план реконструкции Москвы и вопросы планировки городов СССР».
Другие материалы
Другие материалы
Архив