Сны о чём-то большем
Автор: Егор Елин 14 января 2021 г.
В потоке новогодних картин, выплеснушемся на экраны и стриминговые платформы в новогодние дни, несложно утонуть. Что же посмотреть, чтобы получить настоящее интеллектуальное и визуальное удовольствие? Вот несколько выдающихся премьер уходящего года, которые ценители кино ни в коем случае не должны пропустить.
Документальное кино «Полет над Россией» (ФРГ, 2019)
Удостоенная международных наград за более чем 80 документальных фильмов, команда из Германии во главе с режиссерами Петрой Хёфер и Фредди Рёкенхаусом в течение девяти месяцев 2018 года путешествовала по России, с вертолетов и дронов снимая самую большую страну на Земле.
Страна показана от побережья Северного Ледовитого океана до пустынь Калмыкии; от вулканов Камчатки до высочайшей вершины Европы — Эльбруса; от мегаполисов до деревень в сибирской тайге. Съемочной группе удалось добраться до таких экстремальных, «закрытых» и просто труднодоступных объектов, как Норильск, Мурманск, Соловецкие острова, Ленские столбы...
«Полет над Россией» стал сенсаций в мире документалистики — с такого ракурса наши города и просторы еще не снимал никто. Даже знакомые, казалось бы, всем Москва и Санкт-Петербург, показанные из головокружительной перспективы, открываются заново. В итоге получилась увлекательная поэма о городских пейзажах, природе, животных и необыкновенных людях. Озвучил российскую версию ленты, которая выходит на экраны в начале следующего года, Сергей Чонишвили.
Драма «Манк» (США, 2020)
Эпическое полотно о Голливуде 1930–1940-х годов, о кинобизнесе, власти и творчестве. Сюжет разворачивается вокруг трех героев — сценариста Германа Манкевича, режиссера Орсона Уэллса, для которого Манк пишет сценарий будущего «Гражданина Кейна», и «отца желтой прессы» Уильяма Хёрста, с которого тот и срисовывает главного героя.
Великий фильм «Гражданин Кейн» — история о власти (если конкретнее — о том, что такое власть в Америке), произведение шекспировского размаха и в то же время остроактуальная работа, зафиксировавшая наступление эпохи массмедиа.
Но все-таки режиссер Дэвид Финчер сделал кино не об Уэллсе, а о Манке — человеке, для которого «Кейн» стал лучшей работой. Имя Германа Манкевича (его играет блистательный Гари Олдман), в отличие от имени Уэллса, до сих пор знали только специалисты и интересующиеся, но фильм Финчера это изменит.
Триллер «Думаю, как все закончить» (США, 2020)
Картину Чарли Кауфмана (сценарист «Вечного сияния чистого разума») сложно отнести к опреденному типу. Сюрреалистический хоррор? Экспериментальное авторское кино?
Завязка предстает вполне обычной: молодая женщина всего несолько месяцев встречается с парнем и уже чувствует, что ничего из этого не выйдет. Она соглашается поехать с ним, несмотря на метель, знакомиться с его родителями на ферму. Структура тоже понятна: сначала молодые едут на машине к родителям, потом гостят в их доме (тут начинаются очень странные дела), наконец, возвращаются.
Но «будто бы проанонсированный в начале тяжелый разговор об «отношениях» (которые героиня думает, как закончить) постепенно превращается в жестокий монолог о принципиальной невозможности человеческого контакта как такового, о бренности, о сожалениях, которые покрывают ровным слоем человеческую жизнь, пока не сложатся в сугроб, из под которого уже не выбраться», — пишет один из рецензентов, увидевший в «Думаю...» депрессивный настрой. Но это скорее фильм-сновидение, где исследуются границы реальности. За чем наблюдать чрезвычайно интересно.
Архив